Время стихов и экспериментов
Вчера в Иркутске открылся 12-й Международный фестиваль поэзии на Байкале – главное детище иркутского регионального отделения Союза российских писателей.
Напомним, что поэтический форум, который придумал известный поэт Анатолий Кобенков, возродился в 2010 году после длительного перерыва. Уже третий год Союз, несмотря на финансовые трудности, находит возможность приглашать в Иркутск самых заметных российских поэтов. В этом году его гостями стали Владимир Алейников, Петр Чейгин, Сергей Бирюков и многие другие известные авторы. Заиграла новыми красками и интересными проектами и повседневная деятельность Союза. Во многом это произошло благодаря активной и творческой позиции ее молодых членов. Один из них – поэт, прозаик, журналист Светлана Михеева уже второй год возглавляет организацию. О планах Союза и своих творческих устремлениях она рассказала газете «Областная».
– Светлана, скольких литераторов на сегодняшний день объединяет Союз российских писателей?
– Сейчас ее членами являются 28 человек. Эта цифра существенно не меняется за последние годы – уходят из жизни литераторы старшего поколения, мы принимаем новых на таких же условиях, как и в других Союзах. Основанием для вступления является наличие книги и рекомендации. Но нам важен не количественный показатель, а качественный. Есть авторы, которых мы бы хотели принять в Союз, например, Константин Максимов – очень хороший прозаик из Зимы. Но у него пока нет книги, и мы надеемся исправить эту ситуацию в ближайшее время.
– Как Союзу удается выживать в такой непростой экономической ситуации?
– Писатели и поэты во все времена объединялись. Власть в советское время, уловив эту тенденцию, придумала Союзы, одной их функций которых был контроль над творческими людьми. Наверное, еще и поэтому данная форма понемногу изживает себя в новом времени. Я думаю, творческим людям нужно переходить на более современные формы работы, что мы и стараемся делать. Находим возможность вести издательскую деятельность, регулярно выпуская два альманаха: «Иркутское время» и «Зеленую лампу». Сейчас благодаря министерству культуры и архивов Иркутской области у нас есть возможность выезжать на различные российские фестивали. Такие поездки – возможность представить себя и, выражаясь бюрократическим языком, регион. Кроме того, общение с другими поэтами обогащают нас творчески.
– Где же вы находите деньги на такой затратный проект, как Международный фестиваль поэзии на Байкале?
– Мы получаем небольшую субсидию от регионального министерства культуры и архивов, которое также поддерживает нас, предоставляя площадки для выступлений. До сегодняшнего дня мы были удручены тем, что спонсоры в Иркутской области не очень охотно обращали внимание на наш проект. Однако благодаря тому, что среди наших членов есть люди менеджерского склада, в частности поэт Андрей Сизых, нам удалось привлечь к участию в фестивале средства Иркутской нефтяной компании.
В 2009 году фестиваль воскрес благодаря Игорю Дронову, который просто рискнул собрать в Иркутске поэтов, нашел деньги, и все получилось. Думаю, фестиваль необходим Иркутской области и литераторам для того, чтобы расширять культурные горизонты и лучше понимать, что происходит в мире. Я сама стала бывать на фестивалях, когда училась в Литературном институте, и это очень повлияло на меня как на поэта. Творческое общение это то, что мы пытаемся создать в Иркутске.
– Как вы отважилась взвалить на себя такую серьезную нагрузку, как организация фестиваля?
– Когда я заканчивала литинститут, у меня было желание переехать в Москву, потому что все самое интересное происходит там. Но это не просто, если у тебя есть семья, поэтому я отказалась от этой мысли. Но поскольку в Иркутске ничего не происходило, я подумала, что пока ты сам не сделаешь что-то для себя, никто этого не сделает. И стала участвовать в жизни Союза все активнее, потом мы с Артемом Морсом придумали проект «Поэты в городе», стали помогать в организации фестиваля. Когда мне предложили возглавить Союз, мне не было смысла не соглашаться, ведь я уже делала эту работу.
– Что изменилось в деятельности Союза за последние годы? Есть ли у вас новые идеи?
– Изменилось многое, благодаря проекту «Поэты в городе», авторы стали чаще выступать и нашли новую публику. Мы регулярно участвуем в проекте Дома литераторов, выступая со своими произведениями перед читателями Иркутской области. И, конечно, у нас есть еще идеи. Например, мы подали в Губернское собрание общественности проект Байкальской литературной школы. Это будут своеобразные Липки для молодых литераторов, правда, в небольшом формате. Мы хотим привлечь к проекту поэта Максима Амелина и критика Артема Скворцова, которые очень расположены к общению с начинающими поэтами. Кроме того, мы хотим проводить зимой Дни русской прозы в Иркутске. На самом деле, у нас еще много свежих идей, и я надеюсь, к нам присоединятся активные люди, которые помогут их реализовывать.
– Вы провели уже три фестиваля в новом формате, что больше всего нравиться людям?
– Поэтам нравится свободный микрофон.
– А слушателям?
– Как не парадоксально – круглые столы и встречи. Считается, что лучше послушать стихи, чем сидеть и рассуждать о поэзии. Но в прошлом году на круглые столы и обсуждения приходило неожиданно много людей. А это и есть обратная связь. Ведь сейчас время поэзии, полета мысли. Наверное, потому что нация сейчас выбирает, как ей жить и куда двигаться. А когда мы определимся, наступит время прозы.
– В этом году фестиваль поэзии исследует тему авангарда, и это проявляется в новых формах поэтических чтений. Например, как в вечере саунд-поэзии. Расскажите, как возникла эта идея?
– Идея возникла, когда в фестивале захотел поучаствовать художник и поэт Александр Суриков из Красноярска. Он пишет авангардные стихи, которые сам очень необычно читает. А мы уже пригласили на фестиваль саунд-поэта Сергея Бирюкова, слушать которого огромное удовольствие. И у нас возникла идея свести их в одно выступление, хотя они совершенно разные. А вообще тема саунд-поэзии очень актуальна, ведь сейчас все стремится звучать. Наверное, мы являемся свидетелями перехода стихов из текстового пространства в аудио-визуальное.
– Какие у вас личные творческие планы?
– Сейчас в Москве в издательстве «Воймега» готовится к выпуску моя книга. Кроме того, еще одна моя книга прошла по издательскому плану в иркутском Доме литераторов и скоро выйдет в свет. А поскольку я человек не перестающий писать, я готовлю еще одну книгу – двойных стихов, где одно стихотворение более-менее традиционное, другое нерифмованное – белый стих или верлибр – и они либо продолжение друг друга, либо антагонисты. Меня сейчас вообще тянет на эксперименты. Хотя я не люблю рассуждения о традиционной поэзии и нетрадиционной. Лично для меня творчество – это способность принимать жизнь, людей и мир такими, какие они есть. Кроме того, в творчестве нужна свобода, потому что нельзя воспринимать себя во всем этом слишком серьезно.