10.07.2013 07:15

Как София Августа стала Екатериной Великой

Узнать о том, как самая уважаемая за всю историю Российского государства императрица Екатерина II, которую еще при жизни современники называли Великой, взошла на престол, можно на выставке «Екатерина II. Путь к трону» из фондов Государственного исторического музея. Она открылась в музейной студии Иркутского областного краеведческого музея.

– Такие события объединяют, ведь то единое культурное пространство, к которому мы стремимся, в частности, предполагает, что ведущие культурные учреждения страны должны быть доступны для всех ее жителей, – отметил на открытии министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников. – О том, что эта выставка приедет в Иркутск, мы говорили еще в прошлом году в рамках Дней Иркутской области в Москве, где подписали соглашение о сотрудничестве с Государственным историческим музеем. Я рад, что оно не остается на бумаге, а превращается в живые дела, ведь приезд этой экспозиции – событие не только для музейщиков и историков, но и для всех жителей Приангарья.

Посетители действительно найдут на выставке много интересного, ведь в трех залах музейной студии представлены бесценные экспонаты XVIII века, среди которых живопись, гравюры, стекло, фарфор, посуда и оружие из драгоценных металлов, ордена и медали, документы и многое другое. Напомним, что это уже четвертая выставка Государственного исторического музея в Иркутске. Первая «Конь и всадник» работала в художественном музее в 2011 году, вторая «Казаки в Париже» – в музее декабристов и там же несколько дней назад открылась третья – «Римский альбом семьи Волконских».

– Такие выставки создаются не для узких специалистов, а для людей, потому что, следуя старинной кавказской мудрости, мы «не имеем права стрелять в прошлое из пистолета, если не хотим, чтобы будущее выстрелило в нас из пушки», – отметил заместитель директора Государственного исторического музея по науке Андрей Яновский. – Мы рады в очередной раз представить иркутянам те богатства, которые у нас есть, ведь в ГИМе сосредоточилась 1/12 часть музейного фонда всей Российской Федерации, и мы не имеем права не делиться этими богатствами с людьми.

Сама главная героиня выставки была причастна к созданию Иркутского краеведческого музея, а также и самой Иркутской губернии на карте Российской империи, учредив в 1764 году Сибирское царство. Однако события, которые описывает выставка, произошли задолго до того, как она взошла на престол.

– В прошлом году исполнилось 250 лет с того момента, как в результате дворцового переворота Екатерина сместила с трона своего супруга Петра III, – рассказала автор выставки заведующая отделом истории России с древнейших времен до конца XVIII века Елена Горохова. – После этого она правила дольше всех российских императоров – 34 года и 4 месяца, то есть более трети столетия. Я задумалась, как же этой небогатой принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской удалось стать Екатериной Великой? Ответом на этот вопрос стала данная выставка.

Мемориальные предметы, портреты и документы расположены на выставке по тематико-хронологическому принципу. Начало экспозиции посвящено дворцовому перевороту Елизаветы Петровны, которая взошла на престол в ноябре 1701 года, свергнув свою племянницу Анну Леопольдовну – регентшу при малолетнем императоре Иоанне VI. Здесь можно увидеть саму Елизавету на великолепной гравюре Георга-Фридриха Шмидта, а также гренадерку и сумочку офицера – свидетельства того, что переворот был совершен вооруженным путем с опорой на гвардию.

– У Елизаветы не было детей, но ее заботило, чтобы престол остался в ее линии, идущей от Петра I, поэтому она поспешила вызвать из Голштинии своего родного племянника – сына сестры Анны Петровны, 14-летнего Карла Петера Ульриха, и выбрала ему в невесты принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую, – отметила Елена Горохова. – На выставке мы можем увидеть портрет ее матери, за брата которой Елизавета чуть было не вышла замуж, и отца, которого сама Екатерина очень уважала, отмечая его ум и честность. И именно его она больше всего боялась, принимая православие, ибо отец в дорогу дал ей наставление держаться своей природной веры. Но когда юная принцесса приехала в Россию и увидела блеск этого двора, мощь государства, она тут же решила остаться и взойти на русский престол. Она еще не приняла первого причастия, поэтому переход из лютеранства был возможен, но дался он ей очень непросто. Православие София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская приняла под именем Екатерины Алексеевны.

В центре экспозиции – портреты всех трех главных фигур этой истории: копия с оригинала Георга Кристофора Гроота, на которой Елизавета в костюме Преображенского полка верхом на коне с арапчонком. Рядом гравюры с портретов того же автора Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны. Рядом можно увидеть предметы из Андреевского сервиза со знаками ордена Андрея Первозванного – первого при русском дворе и самого любимого, который постоянно использовали до конца XIX века. Он был подарен в честь свадьбы королем Польским Августом III Елизавете. На стене напротив – портрет морганатического супруга императрицы – Алексея Разумовского.  

Следующий зал посвящен жизни малого двора. В одной из витрин – копия с портрета Петра Федоровича в генеральском мундире голштинских войск кисти Пьетро Ротари.

– Кумиром Петра был Фридрих Великий, но он копировал лишь внешнюю сторону его деяний – учение, прусскую муштру, мундир. Все это он ввел в своем небольшом голштинском войске, построил крепость, которую то брал, то оборонял. А вот истинную глубину тех реформ, которые провел в Пруссии крупнейший представитель эпохи Просвещения, он не понимал.

В экспозиции можно увидеть принадлежавший ему кубок, бюст Фридриха Великого, курительные трубки и другие личные вещи. Следующая витрина рассказывает об общих увлечениях Петра и Екатерины – охоте и верховой езде. Здесь можно увидеть часть конского убранства из царской конюшни, пороховницу, охотничий кинжал и табакерку с охотничьими сюжетами.

– На копии портрета кисти Пьетро Ротари мы уже видим не юную девочку, а опытную женщину, много пережившую и узнавшую, – прокомментировала Елена Горохова. – В моменты, когда на нее нападала тоска, она бралась за книгу. Вначале это были любовные романы, а позднее книги французских просветителей, европейских экономистов, политологов Вольтера, Монтескье, Дидро, который впоследствии посетил Россию. Здесь мы можем увидеть ее книги, а также шахматы, которые она любила, часы, которые получила в подарок от Елизаветы.

В другой витрине представлены портреты и свидетельства личных привязанностей будущей императрицы. Это книга «Любимцы Екатерины», которую написал неизвестный современник конца XVIII века. Она раскрыта на странице, где рассказывается о ее возлюбленном Сергее Салтыкове. Здесь же можно увидеть портреты графа Захарова, Чернышева, Помятовского и Григория Орлова. Кстати, напротив представлены серебряные супница и блюда из сервиза графа Алексея Бобринского – незаконнорожденного сына Екатерины и графа Орлова.

Следующая витрина описывает события рождественских праздников 1762 года, когда умирает Елизавета Петровна и на престол всходит Петр III. В ней портрет Екатерины Алексеевны в трауре, которая соблюдала все обряды, в отличие от своего супруга, в тот же день устроившего прием в честь Рождества.

– Взойдя на престол, Петр первым делом замиряется с прусаками, которых русская армия разбила наголову в нескольких сражениях, что Фридрих был готов капитулировать, но император отказался от всех завоеваний, – рассказала Елена Горохова. – Это был удар по русской армии, настроивший гвардию против Петра III.  

Завершают экспозицию гравюра принятия присяги жителями Петербурга у Казанской церкви, жалованная грамота с кустодией (футляром), куда вложена красная сургучная печать с орлом на графский титул Григорию Орлову, и гравюры, посвященные восшествию на престол Екатерины II. Среди них объявление на Ивановской площади о дне коронации, миропомазанье, обед в честь коронации и торжественный салют.

Увидеть экспозицию можно будет до 12 сентября.