12.07.2013 07:15
Рубрики
Спорт
Теги
12.07.2013 07:15

С горячим сердцем и железным характером

Вот уж чья судьба – красноречивый пример беззаветного служения спорту, символизирующая историю физкультурного движения в Приангарье. А если учесть, что и у главного стадиона Иркутска, где Гусев директорствовал 18 лет, ныне юбилейная 90-летняя дата, то не трудно представить, какие глыбы стояли у истоков.

85 лет назад никому не известный гребец из Иркутска Степан Гусев выдал самую громкую сенсацию на первой всесоюзной спартакиаде в Москве, завоевав серебро.

Cеребряный призер первой всесоюзной спартакиады 1928 года по академической гребле, непробиваемый хоккейный вратарь, председатель городского спорткомитета, директор стадиона «Авангард» (ныне «Труд»), председатель федерации коньков, судья всесоюзной категории… Титулов не перечесть и все они принадлежат одному человеку – Степану Васильевичу Гусеву, прожившему долгую и интересную жизнь.

Человек недюжинного таланта, Степан Васильевич проявлял себя во всем, чем занимался. После войны на посту председателя городского спорткомитета требовался именно такой организатор – ответственный, работоспособный и толковый, с горячим сердцем и железным характером.

Гусев понимал: одному такой воз не вытянуть, спортивные секции только возрождались, требовались инициативные энтузиасты-профессионалы. К их числу относился Лев Клыпин, выпускник мединститута, чемпион и рекордсмен Сибири и Дальнего Востока по конькобежному спорту.

– Коньки – наша гордость, и ты, Левушка, не хуже меня знаешь, что ребятам сейчас, как воздух, нужен хороший организатор. Его я вижу в твоем лице, – обратился к Клыпину Гусев. – Принимай у меня эстафету руководителя федерации коньков.

Так, с легкой руки Гусева начинал свою деятельность будущий заслуженный тренер СССР и признанный патриарх иркутских коньков Лев Гаврилович Клыпин, воспитавший десятки первоклассных мастеров.

Но особая веха в жизни Гусева – руководство центральным стадионом, переданным в конце 30-х в ведение завода им. Куйбышева и названным «Авангардом». Степан Васильевич пользовался огромным авторитетом как в спортивной среде, так и в своем коллективе. 18 лет возглавлял Гусев главный спортивный очаг Иркутска. Смекалистый и находчивый, он всегда удивлял окружающих чем-то необычным. Это ему пришло в голову изготовить специальный рубанок с двумя ножницами для «строгания» льда. Лед после «процедуры» становился ровным, гладким и чистым, как стеклышко. На таком льду многие мировые знаменитости устанавливали достижения – Гришин и Гончаренко, Стенина и Скобликова… Счастливым оказался иркутский лед и для японских скороходов, установивших два мировых рекорда.

– Спасибо, Гусев-сан! Вы настоящий кудесник. На таком быстром льду нам еще не доводилось состязаться, – восхищались гости из страны Восходящего солнца, – откройте, пожалуйста, секрет чудодейственной заливки льда.

– Секрет? – хитро улыбнулся Степан Васильевич. – Так нет никакого секрета. Делайте свое дело с горячим сердцем. Понятно?

– Да-да, понятно, Гусев-сан, горячий лед нужен.

Слава о феномене иркутского льда гремела на всю страну. Так и говорили: «Едем к Гусеву устанавливать рекорды».