19.07.2013 07:15
Рубрики
Общество
Теги
19.07.2013 07:15

Круглый стол

Карьера – со школьной скамьи

Проблему трудоустройства молодежи в Приангарье обсудили участники круглого стола, который состоялся в пресс-центре газеты «Областная». В дискуссии приняли участие председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Иркутской области Ирина Синцова, представитель родительского сообщества, читательница газеты «Областная» Фаина Виниченко, руководитель кадрового агентства Гульнара Сердалиева, главный государственный инспектор труда по правовым вопросам государственной инспекции труда в Иркутской области Алена Змачинская, и. о. директора молодежного кадрового центра, председатель правления иркутского отделения Российских студенческих отрядов Николай Петров, начальник отдела трудоустройства и профессионального обучения управления занятости населения министерства труда и занятости Иркутской области Наталья Шлыкова, директор центра содействия трудоустройству выпускников ИГУ Анна Карпукова.

Правильно выбранная профессия

ОГ:

– Как в Приангарье обстоят дела с трудоустройством молодежи?

Наталья Шлыкова:

– В этом году за содействием в поиске работы в центры занятости населения обратилось около 47 тыс. человек. Половина из них – молодежь в возрасте до 24 лет. Часть из них – те, кто не нашел работу сразу после вуза и не имеет опыта. Они не могут устроиться, прежде всего, из-за амбиций и неумения адаптироваться на рынке труда. Молодежь хочет сразу получать зарплату более 20 тыс. рублей, при этом на начальном этапе работодатели предлагают 10–15 тыс. рублей.

Ирина Синцова:

– Причем молодые специалисты ставят условие: либо мы работаем за 20 тыс. и более, либо вообще не работаем.

Фаина Виниченко:

– Не все такие. Я знаю одного молодого человека, который окончил юридический институт с хорошими оценками. Он устроился на работу и получал зарплату девять тысяч рублей. Сейчас молодежь старается устроиться хоть куда-нибудь.

Гульнара Сердалиева:

– Родители сами устанавливают повышенную планку для детей. Выпускнику, может, просто хочется пойти поработать, получить опыт. Но родители считают, что если есть высшее образование, то необходимо сразу иметь зарплату в 25–30 тыс. рублей.

Анна Карпукова:

– У нашего центра есть сайт, на котором работодатели оставляют запросы на вакансии. По ним получается следующая картина: 14% вакансий с зарплатой до 10 тыс. рублей, 44% – от 10 до 20 тыс., в остальных случаях предлагается зарплата более 20 тыс. Максимальная зарплата, которую предложили на сайте, составила 65 тыс. рублей, это был запрос из Братска на геофизиков.

ОГ:

– Всегда ли молодым специалистам удается устроиться работать по специальности?

Наталья Шлыкова:

– За второй квартал у нас зафиксированы обращения 162 человек с высшим образованием, 107 человек – с начальным профессиональным образованием и 113 специалистов – со средним профессиональным образованием. Это те, кто закончил учебное заведение год назад и еще нигде не работал. У этих ребят уже отсутствует желание работать по специальности, они готовы рассмотреть любую вакансию.

Фаина Виниченко:

– Действительно, важную роль играют родители. Я сама работала в приемной комиссии и наблюдала, как они давили на детей. Привели девочку, которая плакала, просилась в медицинский институт, а ее в экономический вуз заставляли поступать, потому что мама там училась.

Ирина Синцова:

– Я получила три обращения по вопросу трудоустройства молодежи. В одном случае это была мама, в двух – бабушки с дедушками. Они слезно просили помочь устроить детей и внуков. Мы, конечно, в первую очередь связывались с самими соискателями, чтобы прояснить ситуацию. Выяснилось, что, к примеру, двое из них довольны своей работой. То есть их выбор профессии не соответствовал желаниям бабушек и дедушек, которые считали своих чад неустроенными.

Опыт работы

ОГ:

– Сейчас трудно устроиться на работу без опыта. А где его приобрести?

Ирина Синцова:

– Необходимо проходить практику во время обучения. У меня в семье был пример. Невестка пришла на практику в строительную компанию. Ей предложили все необходимые бумаги подписать, а на практику не ходить. Она все равно пришла на второй и на третий день. Выполняла все поручения, вошла в курс дела. И стала необходима компании как специалист. После окончания вуза ее ждали на этой работе. Через два месяца она стала уже ведущим специалистом. Я думаю, так происходит в большинстве случаев. Впрочем, некоторых молодых людей устраивает, когда практика – формальность.

Наталья Шлыкова:

– Я недавно от одного молодого человека, ставшего студентом в этом году, услышала такую фразу: «Мы все устроились уборщиками в своей профессии». Речь идет о студентах медицинских вузов, которые пошли работать санитарами, а учащиеся железнодорожных вузов стали, к примеру, проводниками, будущие работники налоговых служб – курьерами. Все нарабатывают опыт. С этого и надо начинать. Через пять лет они уже будут знать профессию изнутри, иметь опыт и трудовую книжку на руках.

Наталья Шлыкова:

– Необязательно иметь опыт по специальности. Важно вообще наличие опыта работы. Это говорит о том, что молодой человек был в коллективе, адаптирован к производственной сфере.

Анна Карпукова:

– Полученный опыт может стать основой для хорошего дипломного проекта, курсовой. Например, компания 1С ежегодно проводит конкурс дипломных проектов, студент и руководитель могут получить приз до 100 тыс. рублей. Аналогичные конкурсы бывают у зарубежных компаний-производителей программного обеспечения. Также опыт можно получить на студенческих предприятиях, которые сейчас функционируют во многих вузах. Такая работа не отмечается в трудовой книжке, но студенты получают рекомендации, благодарственные письма от ректора.

Занятость несовершеннолетних

ОГ:

– Как в Приангарье осуществляется трудоустройство молодежи в летом?

Наталья Шлыкова:

– Действует программа занятости несовершеннолетних граждан в летний период и в свободное от учебы время. В ней участвуют все муниципалитеты, которые выделяют финансирование для создания рабочих мест подросткам. Это позволяет школьникам в свободное от учебы время работать по два-три часа при школах, клубах, библиотеках. Они могут быть курьерами, подсобными рабочими и так далее. Заработная плата рассчитывается пропорционально отработанному времени. Кроме того, от центров занятости населения ребята получают доплату, в Иркутске ее размер составляет чуть больше тысячи рублей на человека. Таким образом, за месяц работы школьник может получить около четырех тысяч рублей. Подросткам заводятся трудовые книжки. Ребята очень гордятся, что имеют полный комплект документов наравне со взрослыми. Все это способствует социальной адаптации молодежи на рынке труда. Уже со школьной скамьи они понимают, что необходимо выполнять свои должностные обязанности и отчитываться за сделанное.

Алена Змачинская:

– Инспекция труда проводит проверки по вопросам регулирования труда несовершеннолетних совместно с центрами занятости населения. Можно выделить наиболее часто встречающиеся нарушения. С работниками в возрасте до 18 лет не заключаются трудовые договоры, не оформляются страховые свидетельства государственного пенсионного страхования, трудовые книжки. Подростки допускаются к работе без предварительного медицинского осмотра. В трудовых договорах не предусмотрены доплаты и надбавки, не прописан режим работы, что тоже является существенным нарушением. Не всегда выдерживаются сроки выплат заработной платы. В трудовых договорах заведомо отпуск предоставляется на 28 календарных дней, хотя мы знаем, что несовершеннолетним положен отпуск в 31 календарный день. Мы выдаем работодателю предписание об устранении нарушений, привлекаем к административной ответственности.

За второй квартал нынешнего года проведено восемь проверок. По их результатам выявлено 43 нарушения, допущенных работодателями при использовании труда несовершеннолетних работников. Выдано шесть предписаний, которые исполнены работодателями в установленные сроки, нарушения законодательства о труде в отношении несовершеннолетних работников устранены. Должностные лица, виновные в нарушениях законодательства о труде несовершеннолетних работников были привлечены к административной ответственности. Общая сумма взысканных штрафов составила 13 тыс. рублей.

Ирина Синцова:

– В этом году муниципалитетами запланировано около 19 млн рублей для организации рабочих мест несовершеннолетних в летнее время. Также в рамках программы «Молодежь Иркутской области» предусмотрены средства на оплату труда несовершеннолетних при ремонте памятников и других видов работ. Система выстроена, она работает. Но ее необходимо совершенствовать.

ОГ:

– Какова роль студенческих отрядов в процессе трудоустройства молодежи?

Николай Петров:

– В молодежный кадровый центр обращается много молодых людей. В основном работодатель предлагает вакансии продавцов-консультантов, официантов. Есть и вакансии на строительные специальности, но мы их в основном используем для стройотрядов – набираем не по одному, а целые бригады студентов, в которых распределены обязанности. Ребята получают опыт работы в летнее время, могут 2–3 года трудиться в период учебы и спокойно потом найти постоянное место. Я сам работал так в Ангарске. Многие, кто работал с нами, устраивались уже на пятом курсе на постоянную работу.

ОГ:

– Работа в студотрядах отражается в трудовой книжке?

Николай Петров:

– Не у всех. У кого-то – да, кто-то работает по гражданско-правовому договору. Но я всегда объясняю: когда резюме составляете, прописывайте, где вы работали. Если работодателю будет необходимо, он всегда сможет найти контакты и узнать, действительно ли вы работали и как.

ОГ:

– На какие профессиональные и личные качества соискателя обращает внимание работодатель, когда к нему приходит молодой специалист?

Фаина Виниченко:

– Сейчас работодатель практически не видит соискателя. Резюме принимают в отделе кадров.

Гульнара Сердалиева:

– Сотрудники по персоналу обращают внимание на то, как человек себя презентует. Это речь, внешность, деловые навыки, грамотность. Если же человек присылает резюме с ошибками, то уже стоит вопрос – приглашать ли его на собеседование, тратить на него рабочее время, даже если у соискателя красный диплом. Оцениваются способности работать на результат, обучаться, развиваться. К сожалению, многие студенты и выпускники приходят с таким отношением: отсидеть рабочее время и зарплату получить. Но если человек приходит с горящими глазами, он моментально находит работу. Таких людей сразу забирают в компании.

Ирина Синцова:

– В бюджетных учреждениях от специалистов требуются возможность и готовность совершенствоваться. В бизнесе необходимы многофункциональные сотрудники, потому что предприятия постоянно диверсифицируются. Сейчас ведь закон позволяет получать одновременно, начиная с 3 курса, две профессии. У работодателя даже появилась тенденция назначать начальниками отделов претендентов с двумя высшими образованиями.

ОГ:

– Какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем?

Анна Карпукова:

– Я занимаю должность директора центра содействия трудоустройству выпускников ИГУ уже пять лет и могу отметить, что больше всего востребованы IT-специалисты. Также высока потребность в учителях, педагогах, причем не только в Иркутской области. Мы сотрудничаем с всероссийскими детским центрами «Орленок» и «Океан», оттуда постоянно получаем запросы на педагогов. Востребованы инженеры в нефтегазовой, химической и телекоммуникационной сферах. В последние несколько месяцев появился спрос на банковский персонал. И традиционно требуются сотрудники торговой сферы, менеджеры продаж, товароведы, мерчендайзеры.

Николай Петров:

– Молодежный кадровый центр также занимается профориентацией. Но мы не знаем, какие специалисты будут нужны через пять лет, к чему должна стремиться профориентация? У нас даже нет госзадания.

Ирина Синцова:

– В этом году впервые был составлен баланс трудовых ресурсов Иркутской области. Этот первый опыт, на мой взгляд, получился положительным. Мы наконец-то увидели, каких специалистов готовят в рамках начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования.

Наталья Шлыкова:

– Подготовкой баланса трудовых ресурсов занималось наше министерство. Баланс трудовых ресурсов был разработан на основе имеющихся данных о перспективах развития Иркутской области, о наличии трудовых ресурсов в субъекте. На сегодняшний день наиболее востребованны на рынке труда профессии строителя, специалистов в сфере добычи полезных ископаемых и IT-технологий. Востребованы профессии бюджетной сферы: врачи, педагоги, работники культуры.

Ирина Синцова:

– Отмечу, что баланс трудовых ресурсов – это вторично, первична программа социально-экономического развития Иркутской области. Она складывается из составных частей программ районов. Но зачастую многие муниципалитеты формально подходят к этому.

ОГ:

– Что нужно сделать, чтобы трудоустройство молодежи было более эффективным?

Наталья Шлыкова:

– Думаю, у молодежи, прежде всего, должно быть активное поведение на рынке труда. Старшее поколение привыкло, что очень многое дает государство, в том числе существовало гарантированное распределение после окончания учебного заведения. Сейчас государство обеспечивает социальными гарантиями, создает условия для развития личности, а дальше молодым людям необходимо самим строить свою жизнь.

Фаина Виниченко:

– Я считаю, что, во-первых, необходимо развивать молодежную политику. Во-вторых, необходимо молодым давать больше информации о возможностях трудоустройства. И при приеме на работу работодателям нужно обращать внимание на личность соискателя.

Гульнара Сердалиева:

– В интернете можно пройти всевозможные курсы, повысить свой профессиональный уровень. И, конечно, нужно уметь презентовать себя. Когда приходит соискатель, который даже не помнит, как называется его специальность, это заставляет задуматься о его профессионализме.

Алена Змачинская:

– Хочется, чтобы молодые люди были грамотнее в трудовом законодательстве, чтобы знали, в какую организацию идут работать, какие должностные обязанности им предстоит выполнить, какой необходимо заключать договор.

Николай Петров:

– Молодежи необходимо заводить контакты, общаться, начиная с малого, трудиться на рабочих специальностях. Без этого трудно потом устроиться.

Анна Карпукова:

– Я хочу посоветовать студентам задуматься о своей работе в момент выбора специальности. Сейчас вузы проводят мероприятия по содействию трудоустройству, оказывают профессиональное консультирование, психологическую поддержку. Выпускник должен понять, что он не один, что есть люди, которые готовы помочь.