Марина Рожкова: От поправок в закон местные туроператоры не пострадают
Действующий закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» до конца 2013 года претерпит тотальные изменения. В прошлом году уже были приняты некоторые поправки, которые касались создания объединения «Турпомощь» с компенсационным фондом для экстренной помощи туристам за рубежом. Об очередных изменениях в федеральный закон «Областной» рассказала руководитель агентства по туризму Иркутской области Марина Рожкова.
– В настоящее время Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий ряд поправок в закон о туризме в РФ. Есть ли в этом плюсы для региональных туроператоров?
– Одно из важнейших нововведений в отраслевом законодательстве – это снижение размера финансового обеспечения для туроператоров по въездному туризму с 10 млн до 500 тыс. рублей. Кроме того, законопроектом планируется увеличить размер финансовых гарантий для крупных туроператоров. Как показала ситуация с «Ланта тур вояж», прежних размеров финансовых гарантий в размере не более 100 млн рублей на одну компанию не всегда хватает на поддержку клиентов крупных обанкротившихся туроператоров.
Для компаний, чья годовая выручка составляет до 250 млн рублей, размер финобеспечения составит 30 млн рублей. Если годовой оборот выше 250 млн рублей, то сумма фингарантий должна составить 12% от объема реализации.
Таким образом, вырастет нагрузка на крупный бизнес, с которым и были связаны основные проблемы и банкротства в последние годы. Для малого и среднего бизнеса практически ничего не изменится. А в Иркутской области на рынке работают в основном небольшие компании.
– Чем может быть полезно объединение «Турпомощь», созданное в прошлом году, и как отразится его деятельность на местных компаниях? С мая этого года уже две иркутские и одна братская турфирмы исключены из Единого реестра туроператоров.
– На данный момент в состав объединения входит 1,8 тыс. участников, и их число будет только расти. Исключенные туроператоры из Единого федерального реестра могут заплатить взнос в «Турпомощь», а это 0,1% от оборота, но не менее 100 тыс. рублей, и вернуться в реестр. Закон не запрещает это делать. Экстренная помощь из компенсационного фонда будет оказываться только организованным туристам. То есть тем, кто отправился на отдых, заключив соответствующий договор с туркомпанией. Механизм будет запускаться в случае, если у туристов по вине туроператора возникнут различные проблемы, например, при заселении в отели или с билетами на самолет. В этих случаях турист может обратиться в объединение, после чего в течение суток принимается решение об оказании помощи из средств компенсационного фонда. Информацию о членстве туроператора в объединении «Турпомощь» можно узнать на сайте: www.tourpom.ru.
Некоторым небольшим турфирмам будет проще стать турагентами, чем платить в компенсационный фонд немалый взнос. Исключенные из реестра турфирмы Иркутской области так и сделали – теперь осуществляют свою деятельность в качестве агентов. Надо признать, есть опасения, что компенсационным фондом могут воспользоваться недобросовестные туроператоры, которые вообще перестанут платить зарубежным партнерам. Бремя финансовой ответственности в этом случае ляжет на их коллег по бизнесу, формирующих фонд.
– Как вы думаете, необходима ли туррынку система саморегулирования, которая также обсуждалась в качестве поправок в закон о туризме?
– Насколько мне известно, от предложенной ранее идеи саморегулируемых организаций, как это сделано, например, в строительной отрасли, где участие является обязательным, было решено отказаться. Например, законом устанавливается, что контроль за созданием и деятельностью компенсационного фонда возьмет на себя правительство РФ. Таким образом, государство пошло на некоторые уступки, чтобы снизить финансовое бремя для туркомпаний. В частности, законом предусматривается, что правительство РФ вправе уменьшить размер взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров на очередной финансовый год, если в предшествующий год выплат из него не было. Более того, взносы на содержание фонда, а это 0,05% от оборота, также могут взиматься по минимальной ставке, если так решит отраслевое сообщество.
В целом же новый законопроект несет в себе много плюсов. Хотя с принятием всех этих поправок общая финансовая нагрузка на бизнес возрастет, поскольку изменения работают только на защиту потребителей. Поэтому сейчас необходимо в тесном взаимодействии с турсообществом и федеральной властью работать над усовершенствованием законопроекта.
– Как вы сейчас оцениваете ситуацию на туристическом рынке Иркутской области?
– На сегодняшний день Иркутская область традиционно входит в первую пятерку наиболее посещаемых мест в России. В 2012 году Байкальский регион посетили 780 тыс. туристов, из которых 52 тыс. зарубежных гостей. Число иностранных туристов возросло на 4% по сравнению с 2011 годом. В первую очередь это связано с проведенной работой по формированию положительного имиджа Иркутской области и озера Байкал в рамках российских и международных туристических выставок. По-прежнему высокую долю среди иностранных туристов занимают гости из Китая, Германии, Монголии, Кореи, Франции, США, Великобритании, Польши и Японии. Иностранные гости и жители других регионов посещают Иркутскую область с различными целями: культурно-познавательными, лечебно-оздоровительными, частными визитами, с целью обучения, осуществляют экологические туры, деловые поездки.
Объем оказанных туристских услуг увеличился в 2012 году на 4% и составил 1,39 млрд рублей, также возрос объем оказанных услуг гостиниц и других средств размещения и достиг 7,02 млрд рублей. От предприятий, осуществляющих деятельность гостиниц, ресторанов и туристических агентств, в прошлом году в консолидированный бюджет Иркутской области поступило 480,8 млн рублей, в том числе в региональную казну – 258,3 млн рублей. В сравнении с 2011 годом налоговые поступления увеличились на 20%.
Если говорить о выездном туризме, то в 2012 году около 120 тыс. жителей Иркутской области выехало за рубеж, что на 6% больше по сравнению с 2011 годом. Наибольшим спросом пользуются Китай, Таиланд, Турция, Монголия и Корея.
– Какие основные приоритеты развития туризма в Приангарье?
– Приоритетными направлениями нашей работы в первую очередь являются содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития на территории Иркутской области. Именно такие цели преследует долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма» до 2016 года. Помимо этого, подана заявка для включения Иркутской области в перечень мероприятий по продвижению туристского продукта РФ на мировом и внутреннем туристских рынках в рамках реализации федеральной целевой программы. Продолжается работа по формированию туристских маршрутов «Великий Чайный путь», «Байкал-Хубсугул», к реализации и продвижению которых привлекаются туроператоры и общественные организации Иркутской области. В настоящее время проводятся также маркетинговые исследования и анализ конъюнктуры рынка туристских услуг с целью определения потребности населения региона в экскурсионных и санаторно-курортных услугах.
Сейчас очень важно привлечь в область федеральные деньги для реализации проектов по развитию туристской инфраструктуры. Для выполнения этой задачи мы разработали и направили в Федеральное агентство по туризму проекты пяти инвестиционных кластеров. Речь идет о создании сети причальных сооружений и сопутствующей инфраструктуры на озере Байкал; туристском этно-культурном кластере (этнокультурный центр «Байгал», центр этнокультурного развития «Тофа», центр традиционной культуры и духовности коренных народов «Центр шаманизма», этно-туристский комплекс «Бурятская деревня»); туристско-рекреационного кластера «Ангарский треугольник» (проведение реконструкции причального сооружения в поселке Усть-Уда, проект по созданию туристского комплекса «Сибирское сафари» и оздоровительно-горнолыжного комплекса «Орехов камень»); зоологического комплекса «Парк Сибирского периода» (природно-ландшафтного комплекса с эколого-просветительским центром и зоопарком); зоны отдыха «Золотые пески» (туристического комплекса на берегу Братского водохранилища в Осинском районе Усть-Ордынского Бурятского округа).