Прокуратура проверила, как соблюдается экологическое законодательство на Байкале
Масштабные проверки в течение этого месяца проводит на берегах Байкала Западно-Байкальская межрайонная прокуратура, выявляя серьезные нарушения экологического законодательства. Среди самых распространенных – захламленность прибрежной полосы, неэффективная система вывоза мусора, незаконное строительство, нецелевое использование земельных участков. Об этих и других фактах также сообщают жители разных поселений во время личного приема граждан, который проводит Западно-Байкальский природоохранный прокурор Алексей Калинин. В одном из рейдов надзорного ведомства побывал корреспондент «Областной».
До мыса Кадильный, который расположен между Большими Котами и Большим Голоустным, мы добираемся по воде на катере. В объектив фотокамеры попадают то могучие скальники с пещерами, то живописные распадки, откуда доносится медовый запах цветов и трав, то устья маленьких речушек, где бродяги мыли когда-то золото. О местных легендах рассказывает нам сотрудница Прибайкальского национального парка, старший государственный инспектор Листвянского лесничества Тамара Шумова:
– Золото в этих краях уже давно не добывают. Раньше в районе мыса Кадильный было поселение, где кадили, то есть жгли известь. Теперь здесь только туристы бывают. Причем порой очень известные. Можете на берегу сфотографироваться на скамейке, которую построили специально для Бориса Ельцина и Гельмута Коля.
Высадившись на берег, я делаю фото на исторической лавочке и, обозревая окрестности, понимаю, почему эти края в свое время выбрали для визита первые лица России и Германии. Вдали от популярных туристических маршрутов острее чувствуешь красоту и мощь природы Байкала. Здесь все особенное, даже камни у кромки воды – они обточены силами природы очень тонко. Здесь по неосторожности легко можно повредить карликовую саранку, эдельвейс или еще какое-нибудь краснокнижное растение.
База, куда направляются участники проверки, находится на территории Прибайкальского национального парка и ему же принадлежит. Здесь чисто. Мусора нет. Береговая полоса ничем не захламлена. В общем, придраться можно только к ведущему к воде забору, ограждающему территорию от пасущегося скота, да к одной пустой пивной банке, лежащей в траве у тропинки.
В Больших Котах «государевому оку» предстала несколько иная картина. Недалеко от берега обратил на себя внимание совсем неэстетичный и переполненный отходами контейнер. На прибрежной полосе лежали какие-то ржавые железяки, в том числе старая золотодобывающая драга и доски. Состояние пирсов тоже вызывало большие вопросы.
– Отмечу, что на протяжении десятилетий берега Байкала захламляются различным металлоломом, канатами, выброшенными на береговую полосу проржавевшими судами. Разрушенные пирсы должны быть ликвидированы лицами, отвечающими за тот или иной участок земли, – пояснил заместитель Западно-Байкальского межрайонного прокурора Антон Швецов.
На одном из таких полуразрушенных пирсов, к которому причалило судно, мы заметили две бочки из-под ГСМ. Людей рядом не оказалось, на корабле находилась только одна юная девушка.
– Где владелец судна? – спросили у нее сотрудники надзорного ведомства.
– Не знаю. И как его зовут – тоже. Он сам звонит, я тут просто убираюсь, – робко отвечает девушка. Тем не менее после шутки журналистов о том, что если хозяин судна не объявится, оно будет изъято, последний был на месте уже через несколько минут. Он заверил проверяющих, что в емкостях находятся не горюче-смазочные материалы, а подсланиевые воды, которые скапливаются на дне трюма судна. Отрадно, что на данном катере собирают эти воды, а не попросту сливают их в Байкал.
Далее прокурорская проверка перемещается в Листвянку. Ее называют воротами Байкала, визитной карточкой жемчужины России. Но, честно говоря, сейчас поселок не совсем достоин этих эпитетов.
В Листвянке признаки нарушений экологического и прочих законодательств встречаются чуть ли не на каждом шагу, начиная от аварийных, почти разрушенных лестниц на набережной и заканчивая многочисленными ларьками, будками, лавочками торговцев, заполоняющих собой каждый свободный клочок земли.
В непосредственной близости от кромки воды чадят мангалы и коптильни, шипит в казанах сомнительного вида плов, и вокруг много мусора.
– В прокуратуру поступил ряд обращений от местных жителей. Они, в частности, жалуются на несанкционированную торговлю в павильонах в непосредственной береговой полосе. Напомню, что в Листвянке действует рыбная ярмарка, и по иску прокуратуры, решением суда она была оборудована санитарно-ветеринарной лабораторией. Таким образом, продукция там проходит необходимые проверки. Но рядом действуют нелегальные торговые точки. Местные жители, торгующие на ярмарке рыбой, сообщают, что работники этих точек от органов контроля уклоняются, – рассказывает Западно-Байкальский межрайонный прокурор Алексей Калинин.
В Листвянке к нему обратилось около трех десятков жалобщиков, и прокурор дал поручение проверить торговцев. В отделение полиции был доставлен один из продавцов плова. Им оказался гражданин Узбекистана, и хотя у него было оформлено разрешение на работу в России, документов, позволяющих ему варить свой плов прямо на берегу Байкала, мужчина не предоставил. Это весьма логично, учитывая, что по закону размещение каких-либо объектов в 20-метровой береговой полосе запрещено.
Впрочем, пока на эту законодательную норму многие предприниматели смотрят сквозь пальцы. Так,
на приеме у природоохранного прокурора люди жаловались на одного из местных бизнесменов, который поставил баню не просто на берегу, а буквально на воде озера, что является серьезным нарушением экологического законодательства.
– О том, что в поселке ведется несанкционированное строительство, мне сообщали даже представители местной администрации. Это даже удивляет, ведь у них есть полномочия осуществлять муниципальный земельный контроль, – продолжает Алексей Калинин. – В целом же среди жалоб было немало таких, которые касались неэффективной системы вывоза мусора. Он скапливается в контейнерах, а потом с ветром разносится по берегу, попадает в воду.
Наиболее неблагополучной в этом смысле выглядит территория бывшей судоверфи. Сейчас она представляет собой обычную помойку среди развалин, отгороженную шлагбаумом. Самое удивительное, что даже здесь останавливаются туристы, причем платят за постой.
– Мы давно мечтали побывать на Байкале. Приехали в Листвянку. Снимать здесь домик для нас дороговато, поэтому решили поселиться в палатке. Мы подъехали к этому шлагбауму, нам сказали, что здесь можно встать лагерем. Платим 400 рублей в сутки. Правда, непонятно за что. Ведь здесь нет никаких условий, даже туалета. Да еще и мусор вокруг. Хорошо, что покатались на кораблике, посмотрели на Байкал, поняли, что он очень красив, – говорит туристка из Кемерово Римма Лахтина.
Площадь бывшей судоверфи, которая в лихие годы была разделена на три части и продана в частные руки, усыпана самым разным мусором. Пищевые отходы, пластиковые пакеты, бутылки, старые одеяла, металлические стружки, покрывают местный ландшафт. Довершает неприглядную картину проржавелое брошенное судно. В природоохранной прокуратуре уверяют, что этим и другим выявленным нарушениям будет дана соответствующая правовая оценка, включая подготовку исков и обращения в суды.
Очевидно, туристы из Кемерово и других уголков России и мира в следующий раз могут крепко задумаются, стоит ли преодолевать тысячи километров, чтобы на берегу Байкала увидеть свалку.