На строящемся храме в селе Анга установлены кресты
Культурно-просветительский центр планируется создать в селе Анга Качугского района. На родине святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Сибири и Америки уже сейчас полным ходом идет строительство православного храма. В середине июля там состоялось знаковое событие – освящение и установка крестов на куполах церкви. Об истории, надеждах и планах ангинцев – материал корреспондента «Областной».
США. Конец ХIХ века. Российская империя уже продала свои американские владения Соединенным Штатам. В парламенте идут очередные дебаты. Слово берет один из депутатов: «Правительство ничего еще не сделало для нравственного и морального блага этого края. Не так поступало русское правительство и русское духовенство: из дикарей они сделали христиан, из невежд – образованных; они строили церкви, основывали школы, и до сих пор еще лучи христианского света доходят до Аляски не из Вашингтона, а к стыду нашему, из Петербурга и из Москвы».
Для многих и многих сотен жителей Аляски, Алеутов, Дальнего Востока и Сибири лучи христианской веры, а еще просвещения, потянулись от небольшого села Анга, где в 1797 году появился на свет будущий Апостол Америки и Сибири святой Иннокентий, а в ту пору – Ваня Попов, сын пономаря местной церкви. Отец святителя сильно болел и умер, когда мальчику было шесть лет. Однако он успел обучить способного Ваню грамоте. И уже в семь лет тот читал в храме Пророка Илии Апостола в день Рождества Христова.
– История создания Ильинской церкви сама по себе удивительно связана с судьбой святителя Иннокентия. Ее построили братья Воробьевы и Ольхоновы. Когда-то в Иркутске было свое Адмиралтейство, местные жители отправлялись в экспедиционные походы на Дальний Восток, Тихий океан. Ольхоновы и Воробьевы занимались промысловым делом на Командорских островах и там добывали морских котиков. Во время одного из своих походов они попали в шторм и принесли обет, что если выживут и вернутся на родину, то построят там храм. Они спаслись и исполнили свой обет. И вот в самом начале позапрошлого века был построен в Анге каменный трехпридельный храм Илии Пророка, – рассказывает настоятель Князе-Владимирского храма Иркутска и Свято-Иннокентьевского храма села Анга, протоиерей Алексей Середин.
Сейчас от здания той церкви осталась только груда щебня. В 1929 году храм был разрушен. Часть каменных плит ушла на постройку мастерских. Они и до сих пор стоят в селе. Сохранился в Анге и домик дяди святителя, который взял мальчика на попечение после смерти отца. Это небольшая изба с горницей и полатями, где даже в самую сильную жару сохраняется прохлада, а зимой после того, как затапливается русская печь, долго держится тепло. Она стала центром притяжения для многочисленных паломников и туристов. Смотритель дома-музея святителя Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского Ольга Сокольникова показывает нам книгу отзывов, где на разных языках люди говорят теплые слова об Анге и о человеке, ее прославившем.
– Ваня Попов, которому в семинарии была присвоена фамилия Вениаминов за заслуги в учебе в память почившего архиепископа Вениамина прославил нашу землю на весь мир. Он проповедовал христианство среди алеутов, индейцев, якутов и многих других народов. После крещения их жизнь менялась. Например, стало прекращаться многоженство, убийство рабов при погребении знати. А еще он занимался переводами, вел наблюдения за бытом и природными явлениями мест, где бывал, сначала будучи священником Иоанном Вениаминовым, и после принятия монашеского пострига уже в сане епископа, – рассказывает сотрудник музея.
Святитель всегда сочетал миссионерскую деятельность с научной работой и просвещением местного населения, недаром он являлся почетным членом Российской академии наук. Туземцы учились у него грамоте. Однажды на острове Ситха, где колоши – представители местной народности индейского происхождения – с подозрением относились к русским, началась эпидемия натуральной оспы. Русские и алеуты прививались от этой болезни, а колоши отказывались. Когда они увидели, что те, кто поставил прививку, выживают во время эпидемии, то изменили отношение к русскому населению, стали просить у него помощь, а после начали принимать христианство.
Кстати, в 2007 году, когда отмечалась 210-я годовщина обретения мощей святителя Иннокентия, в Ангу в числе других гостей приезжал вождь индейского племени Черный Ворон, он привез в подарок музею икону.
В США св. Иннокентия очень почитают. В 1990-х годах в Ангу пришло письмо из США.
Американцы просили выкупить домик, где рос святитель, и вывезти его на Аляску. В то время здание находилось в состоянии разорения. Но Иркутская епархия собрала средства и выкупила избу у хозяев, после чего она была восстановлена.
Во время строительных работ в подполье была найдена старинная деревянная ложка, приобщенная сейчас к музейному фонду. С той поры и пишется новая страница истории села.
– Я крестился в 90-х в Качуге в доме культуры. Тогда в районе храмов не было. И уже не один год мы говорим о необходимости строительства церкви в Анге, на родине святителя Иннокентия, на земле, пропитанной традициями казачества, православия. Правда, строительство идет непросто. Но ведь это не магазин, не коммерческий объект. Храм нужно выстрадать. Храм принесет нам духовную веру, соответственно, люди себя в порядок приведут, будут возвращаться в родные места, искать работу, духовно подкрепляться, – убежден местный предприниматель Александр Соколов, который оказывает помощь в строительстве церкви.
Храм будет деревянным, выполненным в традиции Русского Севера, что опять же напоминает о великой миссионерской деятельности св. Иннокентия и подвигах, совершаемых в далеких землях русскими первопроходцами.
Строить действительно приходится в непростых условиях, ведь все материалы и рабочих возят из Иркутска. Вот и кресты, что были выкованы в кузнице нашего известного мастера Валерия Кондратьева, тоже доставлены из областного центра.
Пока их выгружали, Александр Соколов делится своим видением будущего села. Он считает, что в Анге помимо храма должны появиться домик для паломников, часовня, этнографический музей. Идею создания на родине св. Иннокентия духовно-просветительского центра поддерживают в Иркутской митрополии и в министерстве культуры и архивов Приангарья.
– В Анге планируется построить несколько объектов, а также восстановить дом отца святителя, где можно будет открыть библиотеку. Мы думаем, что культурно-просветительский центр станет не просто местом религиозного паломничества. Он должен быть интересен и тем, кто изучает историю. Сама территория Качугского района изобилует памятниками. Достаточно назвать Шишкинские писаницы, Верхоленск. А сколько известных людей родилось на этой земле – первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки Иннокентий Вениаминов, известный археолог, профессор Алексей Окладников, российский историк Афанасий Щапов. Это уникальное место, и нужно использовать его потенциал, – считает замминистра культуры и архивов Иркутской области Сергей Ступин.
По его словам, сейчас идет работа над включением проекта в федеральную целевую программу. Нового импульса развития села ангинцы ждут уже давно. И местом их духовной опоры должен стать этот храм.
– Многие уже не верили, что он будет построен. Но сегодня, видите, люди пришли посмотреть на то, как устанавливаются кресты. Я здесь видел одного человека, не раз судимого. Ему, как и другим, нужна вера, – продолжает Александр Соколов.
Кресты распакованы. Рабочие бережно устанавливают их у строительных лесов для чина освящения. Отец Алексей служит молебен, после чего начинается монтаж крестов. Чтобы их установить на купола, маковки приходится снимать. Сначала работа, как и положено, ведется над алтарем будущего храма. Затем очередь колокольни. Процесс монтажа длится несколько часов. Местные жители внимательно наблюдают за ним. И вот наступает кульминационный момент – над четвериком, основным храмом, возвышается самый высокий крест. На 27-метровой высоте он ярко горит в лучах заходящего солнца, оставляя позади сомнения в том, что храм будет построен и знаменуя собой символ веры.