26 июля – День парашютиста
Полет с километровой высоты
Слабый пол активно осваивает парашютный спорт. В Иркутском авиационном центре ДОСААФ России на курсах начинающих парашютистов женщины составляют почти две трети от всех «перворазников». Корреспондент «Областной» побывал на таких занятиях, чтобы понять, что тянет людей заниматься таким рискованным спортом.
В учебном кабинете Иркутского авиационного центра ДОСААФ России полным-полно народа, здесь собрались новички или, как их называют, «перворазники», чтобы совершить первый в своей жизни прыжок с парашютом. В основном все молодые люди не старше 30 лет. Кто-то еще студент, другие работают в коммерческих структурах менеджерами, программистами, юристами, никто к авиации отношения не имеет. Тем не менее, что-то заставило их прийти сюда, чтобы через пару дней прыгнуть почти с километровой высоты.
– У меня давно возникло желание прыгнуть с парашютом, но решилась почему-то сейчас. Хочется экстрима, прокричаться в воздухе. Конечно, пока страшно, но за оставшиеся два дня я точно не передумаю прыгать, – говорит менеджер по продажам Евгения Фомина.
Пока курсанты заполняют документы, заявление на вступление в ДОСААФ, страховку, им демонстрируют фильм о подготовке парашютистов. Все смотрят внимательно, назад уже дороги нет, решили рисковать, надо учиться. Когда дело доходит до рассказа о приземлении на ЛЭП или воду, раздаются смешки, большей части нервные, такой участи вряд ли кто ждет из новичков, но готовым надо быть ко всему.
Волнение спадает, когда бразды правления в свои руки берет инструктор Михаил Болотов. Его инструктаж понятен любому, к тому же Михаил нет-нет, да и ввернет шутку, снимая волнение с «перворазников». Сам Михаил тоже занялся парашютным спортом отнюдь не со школьной скамьи. В Иркутский ДОСААФ он пришел уже в свои 43 года, когда стало обидно, что его спутница совершила два прыжка, а у него за плечами ни одного подобного рискованного поступка. Теперь в активе Михаила около 770 прыжков за неполные семь лет.
– Перед вами десантный парашют Д-6, надежный, проверенный временем и сотнями тысяч прыжков, его вес 11,5 кг, – Михаил Болотов знакомит «перворазников» с азами парашютного спорта.
Новички впитывают информацию как губка, здесь важно запомнить каждый нюанс, чтобы во время прыжка не растеряться и приземлиться благополучно. После теоритической части все выходят в коридор, где демонстрируют, что запомнили из лекции.
– Прыжок, пятьсот двадцать один, пятьсот двадцать два, пятьсот двадцать три, кольцо, купол, стропичка, – как мантру произносят курсанты и импровизируют действия в первые секунды полета.
Стропичка – самое страшное для «перворазника». Это маленький красный шнурок на запасном парашюте, который надо обязательно выдернуть из специальной петли, иначе на высоте 400 метров у тебя автоматически раскроется запасной парашют. Тогда посадка будет совершаться сразу на двух куполах и станет неуправляемой.
Двухчасовое занятие проходит незаметно, но ученики еще долго не отпускают инструктора, расспрашивая его о каждой мелочи, хотя перед полетом на аэродроме им предстоит еще не раз продемонстрировать усвоенные знания на различных тренажерах, прежде чем получат разрешение сесть в самолет.
– Когда посмотрела фильм, думала, ничего не запомню, а сейчас ничего, освоилась, не так это и сложно, – бодрится Евгения Фомина.
– Я всегда быстро учусь, – подключается к беседе программист Владимир Смирнов. – Думаю, в ДОССАФ нас хорошо подготовят. Еще дня три назад я и не думал прыгать с парашютом, но моя знакомая рассказала, как это здорово, и решил тоже использовать такую возможность.
Кстати, особой рекламы парашютных прыжков в Иркутске нет, в основном работает «сарафанное» радио, да еще находят авиационный центр на страничке «Вконтакте». Тем не менее, курсы всегда полны желающих «перворазников». В чем же секрет популярности, спросил я у Михаила Болотова:
– В среднем за неделю мы готовим около 50 парашютистов. К нам приходят люди двух типов, это смельчаки и те, кто, напротив, испытывает какие-то комплексы и хочет что-то себе доказать. 99,9% «перворазников» нам выражают благодарность, они испытывают такую эйфорию, что потом могут неделю ходить под этим «кайфом».
– У многих людей есть боязнь высоты, как ее преодолевают новички?
– Если честно, я тоже боюсь высоты, все, что выше четвертого этажа, для меня страшно. Но когда вы совершаете прыжок с самолета, понятие высоты условно, что 1200 метров, что 4100, глаз воспринимает одинаково. Ну, и верим технике, ведь на тебе надежный парашют.
– Девушек у вас на занятиях гораздо больше, чем объясните этот феномен?
– Это действительно так. Приезжает к нам школа мужества из Ангарска, большинство девушки, приехала группа с Иркутского авиазавода, там вообще всего один мужчина из 12 человек. Не знаю, почему. Мужчины, наверное, на диване пиво пьют, вот женщинам и приходится находить себе увлечение. Но действия представительниц слабого пола во время прыжка более слаженные. Вроде сидит, боится в самолете, а когда прыгнет, смотрю, все действия она совершает четко, по инструкции.
– Вы много времени на инструктаже посвятили нештатным ситуациям – приземлениям на деревья, крыши зданий, воду, линии электропередач, такое часто случается в реальной жизни?
– Вы смотрели фильм, так вот он документальный, снят в Оеке, и все особые случаи приземления, показанные в нем, реальны. Но для кого-то это экстремальное приземление, а для кого-то и в радость. У нас даже что-то вроде анекдота есть на эту тему – идет девушка после приземления, малюсенькая, тащит тяжеленный парашют и возмущается: «Все люди, как люди, кто на лес приземлился, кто в воду, а я как дура – в чистое поле».
Если вы захотели испытать себя и прыгнуть с парашютом, то сделать это можно в Иркутском авиационном центре ДОСААФ России, записавшись по телефону 65-08-68.