29.07.2013 07:15
Рубрики
Экономика
29.07.2013 07:15

Малую авиацию ждут перемены

Самолеты Л-410 могут заменить пассажирские вертолеты

Иркутская область готова приобрести 19-местные самолеты Л-410 для малой авиации. Впрочем, как и другие регионы Сибирского федерального округа, поскольку воздушное судно, собираемое в Чехии, гораздо дешевле в обслуживании, чем вертолет Ми-8. К тому же из федерального бюджета планируются дотации на приобретение авиатехники для малой авиации.

25 июля в правительстве Иркутской области прошло заседание окружной рабочей группы по развитию гражданского авиационного комплекса Сибири Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» под председательством губернатора Приангарья Сергея Ерощенко. В совещании участвовали специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, член Совета Федерации Артур Чилингаров, председатель Исполнительного комитета МА «Сибирское соглашение» Владимир Иванков, руководители сибирских Межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта, а также руководители авиационных организаций и авиакомпаний Сибири.

Как отметил Сергей Ерощенко, проблемы малой авиации актуальны для всех регионов Сибирского федерального округа, и решать их необходимо только совместными усилиями. Владимир Иванков в свою очередь напомнил, что в июне этого года «Сибирское соглашение» приняло решение создать постоянный рабочий орган по развитию региональной и местной авиации Сибири. Его возглавил губернатор Иркутской области.

– После этого был проведен ряд совещаний и мероприятий, в частности – по возможности приобретения чешского самолета Л-410, – добавил Владимир Иванков. – На наш взгляд, этот самолет вполне подходит для малой авиации. Но необходимо вывести работу на плановую основу. Здесь очень важна консолидация регионов.

Начальник управления специальных правовых проектов ООО «УГМК-Холдинг» (компания владеет 51% акций чешского завода Aircraft Industries, собирающего Л-410) Тимур Азерный рассказал, что поставки самолета в регионы и госструктуры России начались с августа 2009 года. Например, в Приволжском федеральном округе чешские 19-местные самолеты составляют основу маршрутной сети. В Сибири же пока только Красноярск закупил три Л-410.

– До конца 2013 года в Россию будет поставлено 40 таких самолетов, – продолжил Тимур Азерный. – Из них 10 судов по линии Минобороны. С июля текущего года начались поставки модернизированной версии Л-410, которая оснащена новым двигателем. Дальность полетов будет увеличена до 1,5 тыс. км, крейсерская скорость составит 420 км/ч. Предполагаем, что на 5–7% улучшатся и топливные характеристики. В целом же ничего не изменяется – это остается 19-местный самолет, предназначенный для подготовленных грунтовых взлетно-посадочных полос. За четыре года, пока мы занимаемся поставками, Л-410 показал себя в России надежным лайнером.

В настоящее время завод выпускает до 18 самолетов в год, около половины объема идет за границу.

Стоимость одного судна – 180–185 млн рублей в зависимости от комплектации. Цена одного коммерческого часа Л-410 составляет около 70 тыс. рублей.

Тимур Азерный также обратил внимание на то, что собственником чешского завода является российская компания. Поэтому уже есть отработанные схемы оплаты самолетов – по лизингу, напрямую с заводом или через УГМК. Помимо этого вместе с поставкой самолета возможна передача полного цикла обслуживания на уровне регионов. По словам Тимура Азерного, компания готова делегировать техников и инструкторов в каждый регион для автономного обслуживания самолета. А вот обучение летного экипажа в России пока невозможно, так как нет соответствующих тренажеров.

– Мы готовы предложить обучение технического состава на базе иркутского авиационного колледжа, – заявил Тимур Азерный. – А вопрос оснащения базы тренажерными комплексами для обучения летчиков можно попробовать решить за счет привлечения федеральных средств по линии Росавиации.

Он заявил, что сейчас по поручению Минобороны чешский завод в эскизном варианте готовит новую модель самолета – на поплавках, чтобы можно было садиться на воду. Если эскизы будут одобрены, начнется опытно-конструкторская работа.

Представитель технической службы компании «КрасЭйр» Леонид Елисеев поделился опытом эксплуатации воздушных суден Л-410. По его словам, три самолета были приобретены компанией в октябре 2012 года. За истекший период заводу-изготовителю была предъявлена 41 претензия – в основном по дефектам агрегатов. К тому же практически на всех элементах самолетов начала отслаиваться краска.

– Мы общались с другими компаниями, которые эксплуатируют самолеты Л-410, таких дефектов у них не было, – заметил Леонид Елисеев. – Поэтому можно сделать вывод, что технология несколько изменилась. Кроме того, агрегаты доставляются в течение 10–14 дней. Это очень долго и невыгодно при постоянной эксплуатации самолетов. Через год заканчивается гарантия, и вряд ли чехи будут уже заниматься нашей техникой. Поэтому нужно организовать региональные центры, где были бы и специалисты, и запчасти. А вообще техника при соблюдении всех правил и своевременном обслуживании показала себя неплохо, особенно в зимний период.

Тимур Азерный полагает, что дефекты всегда были и будут у любого самолета. Над качеством покраски, по его словам, на заводе сейчас работают – запускают новую покрасочную камеру. Представитель УГМК заявил, что по истечению срока гарантии запчасти и дальше будут поставляться, только уже не бесплатно.

На совещании также был представлен проект программы развития региональной авиации. Концепция предполагает изменение логистики, в частности увеличение количества рейсов малой авиации для повышения рентабельности. Согласно проекту по Западно-Сибирскому региону можно организовать 65 маршрутов, в Центральной Сибири – 30, по Восточно-Сибирскому региону – 41 авиамаршрут. К примеру, в Иркутской области проект развития малой авиации предполагает перелеты из Иркутска в Киренск, Бодайбо, Усть-Кут, Усть-Илимск, Жигалово, Хужир, Железногорск, Качуг, Тайшет, Ербогачен, Нижнеудинск, Маму, Читу, Благовещенск, Владивосток, Хабаровск и Красноярск. Рекомендуются перевозки бортами Л-410, Ан-148, АН-24, Cessna, CRJ-200, АТR-42, SSJ-100, а также вертолетами Ми-8.

Кроме того в проекте прописано обязательное участие в развитии малой авиации крупных перевозчиков и государства. Так, на уровне федеральной власти уже сегодня рассматриваются варианты снижения стоимости наземного обслуживания на 50%. Планируется выделение порядка 50 млн рублей из государственной казны на приобретение воздушного судна с условием его эксплуатации по 200–250 часов в месяц.

В целом участники совещания пришли к выводу, что

самолет Л-410 необходим для развития региональной авиации, поскольку подобных типов воздушных суден сегодня на российском рынке нет. Он вполне может заменить Ми-8, обслуживание которого обходится гораздо дороже Л-410.

Тем более что вертолеты уже не выпускаются, а срок эксплуатации существующих через несколько лет закончится.

– Регион должен не только дать гарантию авиаперевозчикам при приобретении самолетов, но и взять роль координации в развитии аэропортовой инфраструктуры и авиамаршрутной сети, – подчеркнул Сергей Ерощенко. – Но хотелось бы отметить, что бюджетные средства должны быть вложены в реальную технику и инфраструктуру. Нашему региону нужно минимум 10 самолетов типа Л-410. Если мы объединим все сибирские регионы, то потребуется порядка 100 единиц авиатехники. Возникает вопрос: справится ли завод с такими объемами? Также нужно решить ряд проблем, касающихся дальнейшего обслуживания самолетов.

В конце сентября в Томске пройдет совет губернаторов СФО, одним из вопросов которого станет развитие малой авиации. Тогда же планируется подписание соглашения о взаимодействии сибирских регионов по окружной программе развития региональной авиации. По итогам совещания рабочей группы было принято решение до сентября текущего года направить обращение в правительство РФ и профильные министерства с предложением поддержать совместные действия УГМК и МА «Сибирское соглашение» по реализации мер, направленных на развитие межрегиональных, региональных и местных авиаперевозок на территории Сибири с применением парка воздушных судов типа Л-410 и другой авиатехники. До 10 сентября окружная рабочая группа разработает план совместных действий, а до 10 октября подготовит проект технического задания и обобщенный бизнес-план развития малой авиации в Сибири и возможностью консолидированного заказа чешских самолетов.