После потопа
Восстанавливается северный поселок Петропавловск
В начале мая этого года поселок Петропавловск в Киренском районе накрыло льдом. Паводок, вызванный ледоходом на реке Лене, затопил школу, детский сад, часть жилищного фонда. Корреспондент «Областной» побывал на севере региона, чтобы посмотреть, как поселок восстанавливается после небывалого наводнения.
Непраздничный год
От Киренска до Петропавловска 100 км, дорога тянется вдоль реки. На придорожных деревьях и кустах пучки травы – вода разметала по округе копны сена. Мы проезжаем места, где Лена сильно обмелела. Именно на таких участках весной начинаются проблемы с прохождением льда.
– При ледоходе в районе участились заторные явления. Почему? Идет массовая вырубка леса в зеленых поясах близ рек. Надо капитально заняться гидрологией, – рассуждает мэр Киренского района Петр Неупокоев. – Ниже Петропавловска есть деревня Сполошино, которая тоже периодически страдает от наводнения.
По мнению главы района, чтобы избежать повторения майских событий, на реке необходимо проводить дноуглубительные работы, укреплять берега. Одними взрывами льда дела не решить.
Мэр вспоминает, как взрывали 18-километровый затор в районе деревни Красноярово, где смыло мост. От взрывов лед лишь сыпался мелкой крошкой. Никакие взрывы не помогали, пока вода не нашла себе русло и не потащила за собой льдины.
В этом году Петропавловску исполнилось 360 лет. Непраздничный получился год. Да и последние годы тоже были невеселыми. Когда-то здесь работал богатый совхоз, рассказывает Петр Неупокоев. Электроснабжение совхоза было дизельным, электроэнергия обходилась в 10 рублей за киловатт. В сложную зимовку обанкротившийся совхоз потерял сотни голов скота. Позже до Петровавловска дотянулось электричество усть-кутской ЛЭП, но это совхоз уже не спасло, и сейчас в районе торгуют привозным молоком, например, с Алтая.
Разрушенные стены бывших коровников утопают в траве. Большая часть населения не работает. От наводнения 4 мая пострадало 119 семей, всего 350 человек. Затопило школу вместе с кочегаркой. Даже старожилы не помнят такого разгула стихии. Самым высоким мужикам вода была в разных местах по пояс и по плечи.
В 2011 году селяне пережили небольшой паводок, но тогда Лена их лишь напугала. Каждой семье из местного бюджета выплатили по 1 тыс. рублей в виде компенсации. 300 тыс. рублей пошло на ремонт детсада. Пришлось также ремонтировать линию ЛЭП Орлово-Петропавлвск, а именно около сотни упавших опор. Нынешний же паводок снес 130 столбов. На ликвидацию его последствий из районного бюджета было направлено 4 млн рублей на продукты и материалы, 1,7 млн рублей – на первостепенные расходы пострадавшим (по 15 тыс. рублей на семью).
В Орлово, жители которого остались без света, была доставлена дизельная электростанция. За счет средств областного бюджета отремонтированы мосты и дороги. 90 семей, которые потеряли большую часть имущества, получили по 100 тыс. рублей на человека. Кто-то после наводнения просто уехал из поселка.
Пасхальное наводнение
Сказать, что сегодня в поселке кипят строительные работы, будет преувеличением. Лишь один бульдозер старательно разравнивает землю под будущую стройплощадку.
– Здесь идет строительство пяти двухквартирных домов, куда переселятся 10 семей, жилье которых не подлежит восстановлению, – поясняет Петр Неупокоев.
В бывшем детском саду пусто. На стенах хорошо видно уровень, до которого поднялась вода. Это отметина выше среднего человеческого роста. Восстанавливать детсад нет смысла, его планируют организовать в здании школы, которое тоже требует ремонта. На эти цели из областного бюджета выделено 30 млн рублей.
Глава местной администрации Александр Исецких похудел и осунулся, говорят земляки. Когда пришла большая вода, он первым делом кинулся не домой, а стал помогать пострадавшим.
– Вначале ничего и не предвещало, – вспоминает глава. – А потом вода ходко пошла. Я стал звонить спасателям. Мне сперва не поверили, подумали – паникую. Треть деревни за считанные минуты затопило…
Люди уходили куда повыше. 68 человек вывезли в Юбилейный и Киренск. Кстати, наводнение на поселок обрушилось аккурат накануне Пасхи. Местные верующие усмотрели в этом некий знак – на том месте, где сейчас стоит администрация, была когда-то трехглавая Спасская церковь. Ее в 60-х годах прошлого века сломали, купола тремя тракторами стаскивали. Потом все три тракториста умерли молодыми и все почему-то через голову смерть себе нашли. Может и мистика, но администрацию глава поселка на всякий случай освятил.
Сельский сход
Но сейчас у главы другие заботы.
– Мост у нас сделали, поселковые дороги отсыпали, – перечисляет Александр Исецких. – Жилье для пострадавших по квадратуре будет даже больше старого.
На сельский сход в администрации собрались переселенцы. Им предстоит подписать необходимые документы. Попутно решаются и другие вопросы. Люди спокойны и даже улыбаются, отойдя от пережитого.
Мэр района Петр Неупокоев рассказывает о том, какие задачи предстоит решить в первую очередь. Главное для людей – это жилье.
– Когда квартиры будут сданы?
– К концу года справите новоселье, – отвечает мэр.
– Что с дровами придумаем?
– Есть договоренность с лесной компанией о выделении 12 кубов дров каждой семье.
Александра Орлова, сотрудник почты поинтересовалась, будет ли открыт временный детский сад? Мэр пояснил, что такой возможности нет, но с 1 августа детей начнут возить в детский сад поселка Юбилейный и необходимо сформировать группу.
– Ремонт печей бы сделать, – просит местный житель Анатолий Панченко.
– Для особо нуждающихся найдем печника, – обещает мэр.
После схода мы отправляемся в местную школу. Здание 1969 года постройки удара стихии не выдержало. Лед пропорол полы, а высота воды достигала середины стены.
– Я вышел на берег, вижу, река идет, шумит, – вспоминает директор школы Олег Тараканов. – Это было в 8 утра. А в 9.40 мне дежурный сообщает, что вода уже к ограде школы подбирается. Все произошло мгновенно.
Он рассказывает о взаимовыручке земляков, о том, как люди помогали друг другу – давали лодки, продукты, теплую одежду:
– Ирина Первухина на продажу вяжет носки, так она нуждающимся весь запас раздала. Ирина Тетерина, коммерсант, бесплатно давала людям продукты и стройматериалы. Такими дружными мы никогда не были. И МЧС сработало оперативно, молодцы ребята.
Директор школы говорит, что скоро на работу привезут две бригады строителей. Самое главное сейчас – сделать крышу, отремонтировать котельную, которую залило до потолка, восстановить теплотрассу. По плану эти работы должны завершиться в ноябре. Для школы необходимо закупить новую мебель и компьютерный класс.
– В поселке 35 школьников. Дети учебный год начнут в соседнем поселке Юбилейный, их будут возить школьные автобусы, – говорит глава управления образования района Любовь Стрелкова.
Река о себе забыть не даст
Ледохода в прибрежных ленских поселках всегда ждут с тревогой и волнением. Определяют его время по гидрологическим наблюдениям и народным приметам. После майского наводнения в деревне установили десятки противоледовых сооружений. Ледорезы представляют собой три мощных, вкопанных в землю столба.
Они и раньше стояли на берегах, но где-то сгнили и упали, где-то их спилили из-за ветхости на дрова. А стояли бы, может шедший на деревню лед наделал меньше проблем. Улицы две недели были забиты льдинами величиной в половину человеческого роста.
Сейчас в Петропавловске проходит конкурс по украшению ледорезов. Местные жители превращают их в гнезда для аистов, пальмы, подставки для цветов, разрисовывают под березу и хохлому.
Десятиклассницы Катя Еланцева и Настя Долгополова свой ледорез расписывают под тропики. Майское наводнение они вспоминают с неохотой…
– Я в тренажерке была, – рассказывает Катя, – потом нас домой отправили. А там окно вышибло льдиной, мы несколько часов провели в воде, пока нас забрали. Я еще в подполье умудрилась провалиться. В общем, прилично пришлось поплавать.
Сегодня поселок потихоньку отходит от пережитого шока. И хотя кругом еще видны следы разрушения, жизнь все равно берет свое. У оград полыхают петуньи и настурции, в огородах зреют помидоры и кабачки. В полуразрушенных домах местные мальчишки играют в войнушку. И все плохое, кажется, позади.
Но одна проблема останется навсегда – соседство со своенравной рекой. И она о себе забыть не даст.