Проблемы флотского поселка

Жители Алексеевска выступают против закрытия стационара больницы

После развала речной отрасли поселок Алексеевск в Киренском районе переживает нелегкие времена. Главные проблемы местного населения связаны с трудоустройством и медицинским обслуживанием.

После «экономического разбоя»

В следующем году Алексеевску исполнится 110 лет. Интересна история его создания. В далеком 1904 году местный купец-золотопромышленник Фризер выменял у крестьян за два ведра водки правобережные земли. После приобрел одноколесный пароход «Каролинец» и основал место отстоя.

Чтобы добраться в Алексеевск, расположенный в 25 км от Киренска, надо преодолеть две паромные переправы через реку Лену. В распутицу объявляется режим ЧС, и людей перевозят организованными группами. Поселок встречает приезжих ржавеющими на берегах судами и недостроенными коттеджами. Бросается в глаза недостроенный многоэтажный дом. Много чего не успели сделать речники. Как символ разрухи в отрасли – нефтеналивной танкер «Герой Гагарин», который сегодня на берегу реки новые владельцы флота пилят на металлолом.

Основой жизни поселка всегда было судоходство. Градообразующее предприятие – Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база (РЭБ) флота когда-то была местом трудовой доблести. Сюда со всех концов страны отправляли отличников речных училищ, которые быстро дослуживались до капитанов.

Алексеевская РЭБ строила жилье, содержала инфраструктуру поселка.

В начале «нулевых» на базе флота произошли перемены, именуемые переделом собственности, или, по словам самих речников, «экономическим разбоем». Искусственные неплатежи за перевозки довели предприятие до банкротства. К тому же север перестал строиться и давать работу речникам. Под видом оздоровления экономической ситуации речфлот РЭБ был захвачен варягами из Москвы и продан. Разными попытками на предприятии меняли менеджмент. Все это привело к тому, что плавсостав, специалистов и флот сохранить не удалось.

– РЭБ толкали к банкротству как могли. Первыми продали суда загранфлота. Продать сегодня можно все, а новых судов в России почти не строят, это невыгодно, – размышляет бывший генеральный директор Алексеевской РЭБ флота, ныне депутат районной думы Сергей Ивченко.

Ему особенно больно от того, что творится с его родным предприятием. При Ивченко незадействованный танкерный флот, отработавший свой ресурс, модернизировали собственным запатентованным способом. Тем самым продляли срок службы, увеличивали грузоподъемность и улучшали экологичность судов. Новые судовладельцы в модернизацию флота вкладываться не хотят, предпочитая продавать его или сдавать на металлолом.

Людям нужна работа

В начале 2000-х в Алексеевской РЭБ трудилось 1,2 тыс. человек. Сейчас числится 380, на зиму остаются 178 человек.

– Люди, работающие сегодня на градообразующем предприятии, могут остаться без пенсий – их принимают на месяц и увольняют, – комментирует Сергей Ивченко. – Я, как депутат, обратился в прокуратуру. Там говорят – никто не жалуется. Потому что все боятся потерять работу.    

За 10 лет из 120 судов в РЭБ осталось 19. Глава Алексеевского муниципального образования Игорь Кравченко рассказывает, что лесоперерабатывающий комплекс с распиловкой 300 тыс. кубов в год, построенный до времен банкротства, сегодня работает четыре месяца в году. Даже заготовку леса там не ведут. Бюджет поселка – 12 млн рублей. Из них 2,4 млн – собственные доходы, остальное – дотации.

Поселок выручают средства «Народных инициатив» – на них провели благоустройство, установили детские площадки. По программе «100 модельных домов культуры – Приангарью» отремонтировали местный клуб. Также ведется капитальный ремонт школы. Строители меняют системы жизнеобеспечения, коммуникации, укрепляют стены. Здание 1956 года ремонтируется впервые. На эти цели из областного бюджета выделено 27 млн рублей.

– В Алексеевске – 1800 кв. метров аварийного жилья. Попытаемся попасть в программу переселения, – делится глава администрации. – 70-квартирный дом, который в благополучные времена возвели речники, планируется достроить. Подготовлена проектно-сметная документация, осенью ждем экспертизу.

Кстати, сейчас, по словам Игоря Кравченко, Алексеевскую РЭБ вновь перекупают, а все катаклизмы, что с ней происходят, рикошетом бьют по поселку.

– Людям нужна работа. Сейчас главное – сохранить то, что осталось от РЭБ. Необходимо запустить и лесокомплекс на полную мощность. Без работы поселок не возродится, – подтверждает Сергей Ивченко.

Страсти по больнице

Еще одна острая проблема для жителей Алексеевска – закрытие в прошлом году круглосуточного стационара больницы. В хорошие времена обследования пациентов проводились там в режиме видеосвязи с областным центром. В 2007-м больницу передали на муниципальный уровень. Дорогостоящее оборудование собственниками речфлота было вывезено. Поскольку план по койко-дням не выполнялся, учреждение перевели в разряд участковых.

Фельдшер скорой помощи Татьяна Туневич жалуется на проблемы с транспортом:

– У нас раньше вообще не было машины, потом дали старую «газель». Для наших дорог УАЗ нужен, а в «газели» трясет, сложных больных нельзя перевозить.

Медсестра Аксана Перикальская рассказывает, что сегодня в поселке работает дневной стационар, где лежит до 15 человек всех возрастов. Стационар также принимает детей и беременных.

– Мерзнем мы тут, сколько работаем, – вздыхают женщины. – Больнице нужен хороший ремонт, батареи не мешало бы промыть. Слесари приходят и уходят, а теплее не становится. Дневной стационар скоро переведут в другое здание, но и там зимой – плюс шесть градусов.

Когда-то в Алексеевске работали высококвалифицированные медики. И жилье было. Но все врачи разъехались. Сейчас в Киренскую ЦРБ привозят докторов по контракту на полгода. Нужно было в свое время заключить договоры с алексеевскими врачами и удержать их, считает председатель районной думы Надежда Калына. По ее мнению, закрывать круглосуточный стационар в труднодоступном поселке власти не имели права.

– У нас были случаи, когда люди умирали от того, что машины с больными вовремя не доехали до Киренска, – говорит она. – Добраться до узких специалистов для жителей поселка тоже трудно, особенно в распутицу. Мы предлагали – чтобы увеличить наполняемость больницы, можно присоединить к нам жителей нижнего подрайона, до нас им ближе, чем до Киренска.

Главный врач Киренской ЦРБ Алексей Михайлов говорит о том, что жители Алексеевска в плане медобслуживания находятся еще не в самом худшем положении:

– В районе 5 тыс. человек проживают в селах разной степени удаленности. Есть населенные пункты, где нет даже фельдшера, например в Сполошино, Мироново. Сегодня идет процесс сворачивания ведомственных больниц до уровня поликлиник почти повсеместно. И наш район не исключение. Государство стало считать свои деньги, и содержать на небольшой поселок такую больницу – накладно.

Однако жители Алексеевска не согласны с тем, что ко всем территориям надо подходить с одинаковыми мерками. Чтобы отстоять свою больницу, они направили в правительство области соответствующее обращение.