09.08.2013 07:15
Рубрики
Спорт
Теги
09.08.2013 07:15

Золотые стрелы белокурой сибирячки

Елена Кувшинова не шагала к славе, а летела. За шесть месяцев занятий от новичка до мастера спорта.  Еще через два года – абсолютная чемпионка СССР и мастер спорта международного класса. Потрясающе! В 1976 году – лидер национальной сборной, первый кандидат на поездку в Монреаль,  на нее примеряют олимпийский костюм. А она неожиданно всем помахала ручкой…

Любовь с первого взгляда

Лену видели в волейбольной команде мастеров. Высокая, стройная, она легко выпрыгивала выше сетки и вколачивала мячи в пол как гвозди в стенку. Но у Лены были совсем иные планы, она была студенткой лечебного факультета мединститута и слишком требовательно относилась к профессии врача, не представляя себе, как можно учиться посредственно. Поэтому единственное, что себе позволяла, играть за команду родного института. Перед проездкой на соревнования обязательно сдавала все зачеты и экзамены досрочно. В ее зачетной книжке – только отличные оценки. На соревнованиях у всех предстартовое волнение, а Лена штудирует медицинскую литературу. Девчонки удивлялись:

– Ведь завтра  не экзамен, а матч…

Как-то после занятий в институте сокурсница  предложила Лене заглянуть на тренировку лучников.

– Зайдем ради любопытства минут на пять, – сказала она, – столько разговоров о феноменальных успехах стрелков  из лука и их  удивительном тренере.

За эти пять минут команда мединститута потеряла своего капитана, а волейбол – потенциального классного игрока. Зато несказанно повезло стрельбе из лука на  будущую звезду мирового класса. Лена увидела лучниц, похожих на амазонок и влюбилась в этот вид спорта с первого взгляда. Но когда на первой тренировке взяла лук в руки и с трудом натянула тетиву, то от растерянности не знала, как себя вести. «Неужели я такая слабая?» – пронеслось в голове.

– Дело не в силе, – снял напряжение тренер Александр Бородай, – без знания техники стрельбы и мужчины попадают впросак. Поэтому для начала будем учиться правильно держать лук и натягивать тетиву.

Бородай потом скажет:

– Наметанным глазом я понял сразу: Кувшинова из тех, для кого чем труднее, тем заманчивее. Она будет идти до конца, пока не добьется цели.

Пройдет месяц, и Александр Иванович добавит:

– По таланту ей равных нет в нашей школе.

Заслужить такое от Бородая дорогого стоит.

Александр Бородай и его школа

Ученики признают: Бородай – человек сложный, непредсказуемый и удивительно легкий на подъем. И, конечно, он трудоголик, не знающий, что такое отпуск. Как-то ему посоветовали набраться сил и здоровья на курорте. Александр Иванович иронично улыбнулся:

– Я даже не представляю, что я буду делать на курорте. Для меня лучший отдых – тренировочные  сборы.

Мастер спорта по стрельбе из лука, выпускник Киевского института физкультуры Александр Бородай приехал в Иркутск по распределению в 1969 году. В городе на Ангаре понятия не имели, с чем «едят» этот самый лук. Поэтому предложили искать одаренных спринтеров. Нашел. Будущего участника Олимпийских игр–80 Александра Стасевича. Бородаю  бы радоваться, нашел парня редкого таланта, а он свое гнет: «Не мой профиль».  За плотиной ГЭС облюбовал укромное местечко и тренировался в одиночку. Вскоре к нему присоединился студент мединститута Игорь Бадиев.

Двое – это уже команда. Стреляли поодиночке из одного лука. После победы на студенческом турнире заведующий кафедрой физвоспитания мединститута Виктор Пхайко, специалист мудрый и дальновидный, предложил Бородаю создать при вузе секцию:

– Ваше дело, Александр Иванович, организовать тренировочный процесс, а мое – создать условия: базу оборудовать и луки приобрести.

Так все и получилось. Заказали в Москве 10 луков львовского производства, тир в подвале открыли, и Бородай с головой  ушел в работу – без выходных и отпускных, дневал и ночевал в зале. Через год его первый сподвижник и ученик  Игорь Бадиев выполнил норматив мастера спорта. Почин поддержали Татьяна Максименко, Анатолий Сидоровский, Юрий Соловеенко, Лидия Шикота, выигравшие ряд серьезных российских турниров. Так родилась школа Олимпийского резерва, завоевавшая всесоюзное признание. В эту школу пришла и Елена Кувшинова, в чей талант поверил Бородай. Интуиция его не подвела. Через полгода она ворвалась в элиту российских лучниц, для начала выиграв юниорское первенство. На взрослый пьедестал не поднялась, но дебютантку запомнили.

…Соревнования проходили под аккомпанемент дождя.  Лена стояла на рубеже и не спешила с выстрелом. Отведенные две с половиной минуты на три выстрела таяли, как снег под лучами солнца. Александр Иванович, закусив губу, молча ждал.  С трибуны кричали: «Чего медлишь?». А у нее ни один мускул не дрогнул. Сосредоточенная, она не видела и не слышала ни тренера, ни подруг по команде, ни соперниц. Лишь желтый кружок впереди на бело-черной мишени. Струйки дождя стекали по носу и щекам, мешая сосредоточиться. Одна доля секунды, другая ,и стрелы, разрезая воздух, ушли в цель. Ей показалось, что они поют победную мелодию. Увы… На пьедестал поднялись другие, отодвинув  Кувшинову на пятую позицию. Она не знала, то ли радоваться, то ли печалиться. Подошел Александр Иванович, накинул на плечи плащ.

– Поздравляю, Лена, со званием мастера спорта. Но это только начало.

 Она улыбнулась:

– Я не переоцениваю свои результаты.

– И зря, – раздался голос лидера мужской команды  Анатолия Сидоровского, – из иркутян ты выступила лучше всех. Такой дебют нам и не снился.

Невозмутимая Лена потупила взор:

– Вы так считаете? Стреляла как обычно.

Кто б знал, что это было начало большого романа. Даже проницательный Бородай не придал значения и не догадался о чувствах своих учеников. С другой стороны, попробуй догадайся, что на уме у человека с жизненным  опытом, главного инженера проектного института и молоденькой студентки. У тренера голова болела о другом: на носу новые ответственные соревнования  и главное из них – чемпионат СССР в Алма-Ате, первый для Кувшиновой, и нужно было очень постараться, чтобы  закрепить достигнутое.

 Прорыв

Приехали все знаменитости, обладатели европейских и мировых титулов, Валентина Ковпан, Эмма Гапченко, Кетеван Лосаберидзе… Они были наслышаны о молодой сибирячке, но вряд ли придавали ее достижениям серьезное значение. Прошедшие огни и воды, они по себе знали, что за один год подняться до их уровня не реально. Елена сама понимала, что обыграть чемпионок ей не удастся, хотела одного – посмотреть их в деле. Турнир получился жарким. Кувшинова в итоге стала четвертой,  оставив позади  дюжину прославленных соперниц. Бородай ходил гоголем, он нутром чувствовал: это прорыв, весомая заявка на высокое признание.

В следующих соревнованиях в Ворошиловграде  она выдала потрясающие результаты, превысив мировой рекорд на 20  очков. Газеты пестрят громкими заголовками:

«Супер-рекорды Кувшиновой!», «Золотые стрелы белокурой сибирячки»…

Кувшинова поймала кураж. Ее выступления вызывают повышенный интерес. На крупнейших международных соревнованиях она стреляет как богиня, попадая в самую сердцевину мишени. Два мировых и всесоюзный рекорды в упражнениях М2.

Звездный час 22-летней лучницы – новая победа на чемпионате СССР  и выигрыш Спартакиады народов России в предолимпийском сезоне. Двери в сборную для нее распахнуты настежь, сибирячка – признанный лидер, первый кандидат на поездку в Монреаль-76.

И тут она неожиданно помахала всем ручкой…

Бородай переживал страшно. Но что он мог поделать, если Кувшинова сделала выбор – вышла замуж за его  воспитанника Анатолия Сидоровского.

Когда отлегло,  Бородай поделился:

– Лена оставила яркий след в истории иркутской и отечественной стрельбы из лука. Я рад за нее. Она окончила институт, родила двух дочек, стала уважаемым врачом.

После ухода Кувшиновой выросла новая плеяда талантливых учеников: чемпионка СССР и Европы Лидия Шикота, рекордсменка России, чемпионка и призер европейского первенства Татьяна Филатова, чемпион мира Геннадий Митрофанов…

Осуществилась и давняя мечта Александра Ивановича, чтобы в иркутской  школе работали  его ученики-единомышленники. Одна из первых его воспитанниц, заслуженный тренер России Татьяна Максименко стала главной хранительницей богатейших традиций, наставницей и вдохновительницей идей, организатором. Бородай уже давно уехал из Иркутска, а ученики школы продолжают побеждать на крупнейших соревнованиях. Но это уже другая история…