Ребенок должен обнимать родителей, а не подушку в приюте
Считают участники акции «Россия без сирот»
40 участников всероссийского велопробега «Россия без сирот» в начале августа побывали в Иркутске. В велоколонне бывшие беспризорники и сироты вместе со своими приемными родителями. Цель акции – объехать весь мир и побудить людей брать детей в семьи. Каждый ребенок должен обнимать папу с мамой, а не подушку в сиротском приюте, считают организаторы и участники велопробега.
Право на счастливое детство
Возглавляет колонну Геннадий Мохненко из Мариуполя (Украина) – отец 32 приемных детей, детство большинства из которых начиналось на улице и в канализационных коллекторах.
– Когда-то я был директором крупнейшего в Советском Союзе детского реабилитационного центра для беспризорных – «Республика Пилигрим» – в Донбассе. И очень скоро понял, что просто забирать детей с улиц, отмывать их и отдавать дальше в интернаты – неправильно. Ребенку нужна семья. Так я впервые стал приемным отцом. Сейчас жена оформляет документы на 32-го ребенка.
Тридцать первым ребенком супругов Мохненко три года назад стал Николай Рыков. Сейчас ему 16 лет, он третий год крутит педали в велопробеге и уверен – у него самое счастливое детство и самая дружная семья. Через два года мальчик хочет поступить в Донецкий театральный техникум и стать актером.
Сейчас из 32 детей в семье живут 15, остальные выросли, кто-то уже имеет собственных детей. Обитает семья в большом доме в селе Червона под Мариуполем. По очереди готовят кушать и моют полы, а когда играют в футбол, получается две довольно приличных команды.
Со своей будущей профессией определился и 14-летний участник велопробега Юра Попов.
– Хочу стать юристом, чтоб поменять закон, – серьезно и уверенно говорит мальчишка.
– А какой закон ты хочешь поменять?
– Чтобы брали в семьи ВИЧ-инфицированных детей. Мы не заразные, а люди об этом не знают и боятся.
С Юрой в велопробеге принимают участие два его сводных брата, также ВИЧ-инфицированных и взятых в семью Исаевых.
Глава семьи Евгений Исаев тоже участвует в велопробеге, правда, до Иркутска он добирался не на велосипеде, а на машине. Несколько дней назад в Нижнеудинске ему вырезали аппендицит, тем не менее, он опять в строю. Год назад вместе с женой они были названы народными героями Украины. Именно семья Исаевых в 2007 году впервые в этой стране взяла ВИЧ-инфицированного ребенка из интерната. Сегодня из их девяти приемных детей семь имеют этот диагноз.
– Просто однажды супруга сказала: «Обычных детей забирают, а эти чем хуже? Они имеют такие же права на мамку и папку». И мы очень рады, что нашему примеру последовали многие семьи на Украине. Сейчас нашли родителей около 400 таких ребятишек.
Ребенок обмену и возврату не подлежит
В Иркутске Геннадий Мохненко и ряд участников акции встретились с представителями органов опеки и попечительства, а также с будущими приемными родителями.
Геннадий Мохненко пояснил собравшимся, что его пример не типичен, и брать в семью по 10, 15, 20 детей не нужно. Просто у него зачастую не было другого выхода, так как в противном случае ребенок вряд ли бы выжил.
– Хочу отметить, что культура усыновления за последние несколько лет сильно изменилась к лучшему. Когда мы с женой впервые оформляли документы, нас на полном серьезе спрашивали: «Вы что, своих детей иметь не можете, раз чужих усыновляете?» А у нас, к слову, трое своих сыновей.
Геннадий Мохненко убежден, что в России и на Украине сегодня есть все возможности вовсе не иметь детских домов и интернатов.
– Это не только наша мечта, об этом говорит и статистика. У нас на каждую тысячу семей приходится один сирота. Неужели из тысячи не найдется ни одной, которая возьмет ребенка?! Этого не может быть!
Одна женщина из Иркутска, пришедшая на встречу, рассказала, что у них с мужем четверо своих детей, и они всерьез думают о том, чтобы взять приемного. Но есть опасения: как воспитывать приемного ребенка, например, если он провинился. Одно дело наказать своего и совсем другое – приемного. Вызывают тревогу и возможные проблемы с наследственностью. Представители опеки и попечительства при этом посетовали, что большое количество детей вновь возвращают в детские дома и интернаты. Геннадий Мохненко поделился собственным опытом.
– Бывало, что нас с женой приемные дети обворовывали, обманывали, пускались в бега. Руки не раз опускались. Но сдаваться ни в коем случае нельзя. Если уж ты взял ребенка, то иди с ним до конца – ребенок обмену и возврату не подлежит. Если у него энурез, значит, ты обязан подниматься среди ночи и менять белье, сколько бы это ни продолжалось. По-другому нельзя. Надо, однако, помнить, что ничего не бывает понапрасну. Когда сегодня меня обнимает здоровый дядька, у которого уже растут собственные дети, и говорит: «Батя, все было правильно», поверьте, это стоит тех усилий.
Сердцекилометры от Екатеринбурга до Байкальска
Путешествие для ребят и их приемных родителей началось три года назад в Мариуполе. За два летних месяца они объехали тогда всю Украину, призывая брать детей в семьи. Акция была очень успешная, и в прошлом году велопробег переместился в европейскую часть России. Тогда же ребята задумали объехать на своих велосипедах весь мир и посчитали, что для этого им понадобится примерно шесть лет. Сказано – сделано.
Нынешний участок трассы Екатеринбург – Байкальск – последний российский этап путешествия. В следующем году участники акции прибудут в Байкальск для того, чтобы на велосипедах отправиться на Дальний Восток и оттуда попасть на Аляску.
Все участники велопробега признают, что маршрут этого года был самым напряженным. В день приходилось проезжать по 120–150 км. В районе Тайшета даже подумывали свернуть акцию. Но все же выстояли.
Первый, кто пришел им на выручку, – шестикратная чемпионка России по савату (французский бокс) Нина Абросова. Она отправила по интернету сердечко и призыв держаться, накручивая «сердцекилометры». Потом эту акцию подхватили певица Вера Брежнева, ведущий Владимир Зеленский и ряд других известных личностей. А Нина Абросова присоединилась к колоне в Зиме и доехала с ребятами до Байкальска.
– Попав в семью, ребенок меняется, и это самые благодарные детишки на планете, – уверена спортсменка. – Вы не представляете, с какой обстановкой я столкнулась здесь. Они настоящие джентльмены, хотя им по 15 лет. Многим взрослым мужчинам надо учиться у этих ребят вежливости, искренности, отзывчивости.
В каждом городе колонну встречают, и прием, по словам Геннадия Мохненко, всюду такой радушный, что это воодушевляет его «маленькое войско» на новые подвиги.