Большая проверка на Малом Море
Склады, домики для размещения туристов, украшенные черепами диких животных, бани и купель на ручье с искусственно измененным руслом – все это сотрудники Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры обнаружили прямо на территории заповедной зоны Прибайкальского национального парка. Также они изъяли видеозапись, где бывший сотрудник Байкало-Ленского заповедника занимался браконьерством. Все факты были установлены во время проверки природоохранного законодательства, которую надзорное ведомство проводило в Ольхонском районе.
– В районе Малой Бугульдейки в девяти метрах от воды построена баня. Сомневаюсь, что она возведена на законных основаниях, в собственность этот участок на законных основаниях не мог быть предоставлен. У мыса Крестовский владельцы крестьянско-фермерского хозяйства перегородили доступ к прибрежной полосе. В бухте Ая строится здание турбазы. В этом случае есть большие сомнения, что была проведена экологическая экспертиза. Нарушения закона встречаются повсеместно, – констатирует заместитель Западно-Байкальского межрайонного прокурора Антон Швецов. С 22 по 28 июля он вместе с коллегами проверял, как соблюдается природоохранное законодательство в Ольхонском районе.
– Проверили мы и минеральные озера в Тажеранской степи, где также бывает немало туристов. Возле самого крупного, где проводятся религиозные обряды, скопилось много мусора, особенно бутылок. В бухте Нутгей обнаружено деревянное строение, хотя участок земли в аренду не предоставлялся. Прокуратурой будут приниматься меры, чтобы очистить береговую полосу от незаконных построек. В местности Тутай выявлены пирсы, возведенные без соответствующих разрешений и договоров на водопользование. Собственники пирсов не смогли предоставить документы на причальные сооружения, – уточнил Антон Швецов.
Мы отправляемся на Малое море. Его живописные бухты и хорошо прогреваемые заливы привлекают тысячи отдыхающих. Особенно много баз отдыха в местности Шида. Владельцы завлекают туристов как могут, на одном из домиков висит объявление: «У нас пиво стоит дешевле чая». На соседней турбазе хозяева построили основательный бар у самой кромки воды. Вопросы вызывает не только законность постройки этого сооружения, но и то, имеется ли у владельцев лицензия на добычу подземных вод, используемых для водоснабжения базы.
– По действующему законодательству о недрах, в случае, если скважина пробурена на глубину до 20 метров для добычи технической воды, лицензия на недропользование не нужна. Но когда добывается питьевая вода на глубине более 20 метров, у владельцев турбаз должны быть оформлены документы на право пользования недрами, – поясняет помощник Западно-Байкальского межрайонного прокурора Виталий Молоков.
Как выяснилось, отсутствие лицензий на недропользование – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых владельцами туристических объектов.
Прокуратурой также было установлено, что практически везде на турбазах отсутствуют журналы учета движения отходов – они должны быть обязательно. Как вывозится и утилизируется мусор, в том числе отработанные люминесцентные лампы, в управление Росприроднадзора данные не предоставляются.
Кстати, внушительную гору мусора проверяющие зафиксировали в той же Шиде прямо у дороги. Все, кто направляется к берегу залива, вынуждены лицезреть данный «пейзаж». При этом отходы лежат возле переполненных контейнеров, что вызывает вопросы, связанные с эффективностью работы местных коммунальщиков.
Едем в соседнюю бухту залива Мухор. Там на заросшем лиственничным лесом берегу сотрудники прокуратуры обнаружили пирс, у которого пришвартовался катер. Владельцы стали оправдываться, что это понтонный причал, и они могут в любой момент его убрать.
– Даже если это понтонное сооружение, которое зарегистрировано в ГИМС, все равно на них требуются договоры водопользования на право занятия акватории водоема. Но владельцы причала правоустанавливающих документов не предоставили, – комментирует Виталий Молоков.
Проверили сотрудники прокуратуры и соблюдение режима функциональных зон Прибайкальского нацпарка. В заповедной зоне были обнаружены туристы с палаткой и моторной лодкой. Никакого разрешения на посещение этой местности у них не было. Рядом находился инспектор нацпарка и знал о непрошеных гостях. По данному факту руководству парка внесено представление с требованием наказать инспектора. В урочище Енхок участники проверки выявили еще одно серьезное нарушение природоохранного законодательства.
– В заповедной зоне в урочище Енхок построена туристическая база. Там имеются постройки для проживания, склады, несколько бань. Русло ручья было искусственно изменено для сооружения купели. Повсеместно мы видели черепа диких животных. Сотрудники базы, к слову, вели себя достаточно агрессивно и пытались воспрепятствовать нам, – рассказывает Антон Швецов.
По закону на особо охраняемой природной территории могут находиться только постройки, имеющие отношение к функционированию нацпарка. Однако вышеуказанные строения на его балансе не состоят. Сейчас прокуратура будет принимать меры для освобождения этой территории от незаконных построек.
Важным объектом проверки Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры стал и Байкало-Ленский заповедник. Он занимает южную треть Байкальского хребта на территории Ольхонского и Качугского районов. Именно здесь берет начало великая сибирская река Лена, здесь проходит так называемый флористический рубеж, который делит единую Евроазиатскую область на две подобласти: темнохвойно-лесную Евросибирскую и светлохвойно-лесную Восточносибирскую. Чтобы оградить уникальную природную территорию от негативного антропогенного воздействия, в 1986 году и был создан этот самый молодой заповедник Байкала.
– И на территории заповедника мы сталкивались с фактами нарушения законодательства. Так, на метеостанции был обнаружен неубранный контейнер с мусором, там же, неподалеку от берега, находились старые бочки, металлолом, отработанные аккумуляторы. В ходе проверки нами была выявлена видеозапись, где зафиксирован факт браконьерства, совершенный теперь уже бывшим сотрудником заповедника, – сказал Антон Швецов.
Он пояснил, что на видео есть кадры, где этот инспектор незаконно добывает байкальскую нерпу, а после заготавливает шкуры и подкожный жир тюленя. Данные факты будет рассматривать Следственный комитет.
В ведомстве подчеркивают, что материалы по всем выявленным фактам нарушений в области охраны окружающей среды будут подготовлены с учетом заключений привлеченных специалистов и экспертов. После этого природопользователей обяжут устранить выявленные нарушения, если понадобится – через суд.