Власти и бизнес обсудили будущее экономики Приангарья
В ближайшие пять лет Иркутская область намерена увеличить объемы производства в два раза. Как отметил губернатор региона Сергей Ерощенко, для этого есть все необходимые условия – достаточно лишь объединить усилия власти и бизнеса.
Круглый стол «Вторая индустриализация Сибири. Перспективы экономического подъема Иркутской области» прошел 12 августа в зале заседаний Иркутского авиационного завода с участием губернатора области Сергея Ерощенко, представителей бизнеса и науки. Как отметил глава региона, от того, насколько правильно будет выбран вектор развития промышленности в Приангарье, зависит и развитие остальных сфер жизни.
– У нашего региона имеется очень серьезный промышленный, ресурсный и, что немаловажно, инфраструктурный потенциал, – открыл круглый стол Сергей Ерощенко. – К сожалению, он зачастую используется не так достойно, как хотелось бы. Тому есть ряд объективных причин. В первую очередь развитие региона сдерживается тем, что здесь немало компаний, преследующих свои экономические интересы. Но нам важно соблюдать интересы, прежде всего, территории.
Губернатор подчеркнул, что на сегодняшний день Иркутская область занимает одно из первых в России мест по объемам привлечения инвестиций и лидирует в Сибирском федеральном округе по приросту доходов бюджета. С 2008 года долг Приангарья снижен с 12,8 млрд рублей до 1,9 млрд рублей. По словам Сергея Ерощенко, достигнутые позиции являются фактором надежности в будущем.
Мы должны научиться работать с федеральным центром, отстаивать интересы территории. На сегодняшний день Иркутская область не получила ни одного отказа от федерации ни по инвестиционным, ни по социальным проектам, – добавил глава региона.
Сергей Ерощенко также напомнил, что в настоящее время создан инвестиционный фонд Иркутской области, который даст новый толчок к индустриализации.
– Развитию экономики должно способствовать эффективное управление регионом, когда взаимодействие власти и бизнеса происходит по общим правилам, – сказал губернатор. – Никакого сговора с бизнес-элитами, в принципе, не должно быть. Правительство области заключает соглашения с компаниями, в которых четко определены обязательства бизнеса перед властью. К такой же работе мы призываем и муниципалитеты, в которых развивается промышленность. При этом власти не должны забывать о малом и среднем бизнесе – создавать необходимые условия для его развития и также заключать соглашения о социально-экономическом сотрудничестве.
Свое видение перспектив развития Иркутской области представил на круглом столе руководитель клуба политического действия «4 ноября» Алексей Распутин. По его словам, сегодня регион входит в 20-ку лидеров промышленности в стране.
После кризиса Приангарье стало более привлекательным регионом с точки зрения инвестирования. В область заходят крупные западные компании, развивают значимые и перспективные проекты. Хотя, по оценкам экспертов, их может быть значительно больше.
– Ведущие аналитики говорят о том, что мировая экономика преодолевает последствия кризиса 2008 года, – продолжил Алексей Распутин. – И сейчас самое время для наращивания международного рейтинга инвестиционной привлекательности Иркутской области. Одним из приоритетов должна стать модернизация экономики. Иркутская область является опорным регионом на востоке страны и способна обеспечить до 45% отдачи от инвестиционных проектов Дальнего Востока и Байкальского региона в целом. К примеру, в 2012 году объем инвестиций в основной капитал составил 157 млрд рублей. Это четвертое место в СФО. Однако реальную опасность для развития экономики Приангарья представляет зависимость регионального бюджета от сырьевого промысла. Поэтому главная задача сейчас заключается в формировании инфраструктуры для перерабатывающей промышленности.
Генеральный директор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев рассказал на круглом столе о развитии машиностроительной отрасли Приангарья, которая на сегодняшний день представлена 50 средними и крупными предприятиями и 90 малыми компаниями. Всего в этой отрасли задействовано около 38 тыс. работников. Доля машиностроения в промышленности региона составляет 15–16%.
Александр Вепрев заметил, что машиностроение является основой технологического ядра промышленности, поскольку обслуживает практически все производства. В структуре машиностроительного комплекса области 12% занимает выпуск оборудования, 14% – электрооборудования, 12% – металлоконструкций, 62% – транспортной техники, из которых 55% обеспечивают Иркутский авиазавод и Иркутский авиаремонтный завод № 403.
– В авиационной промышленности к 2025 году планируется увеличить объемы в три раза за счет реализации инфраструктурных инновационных проектов, – заявил Александр Вепрев. – В первую очередь это развитие производства военной техники и гражданского самолета МС-21, поставки которого запланированы с 2017 года. Объем инвестиций до 2015 года составит более 14 млрд рублей. В основном это собственные и кредитные средства. За три ближайших года мы планируем создать около 1 тыс. новых рабочих мест. Надо отметить, что
при производстве самолета нового поколения необходимо использовать 80 технологий из 120 новых и модернизировать более 300 базовых технологий, чтобы занять соответствующую нишу на рынке. Так что задача перед нами стоит амбициозная и сложная.
Александр Вепрев предложил правительству области разработать и утвердить программу развития промышленности на основе реализации инфраструктурных инновационных проектов, чтобы обеспечить рост объемов промышленного производства в два раза к 2018 году.
– Развитию экономики поможет только последовательная работа по поддержке бизнеса, – согласился Сергей Ерощенко. – Очень важно, чтобы эта работа основывалась на программных решениях и законах. Наша позиция заключается в поддержке реальных производств, создании благоприятного инвестиционного климата и развитии необходимой инфраструктуры.
В рамках круглого стола прозвучало предложение по формированию рабочих и координационных органов при правительстве области, в которые войдут представители муниципалитетов, экспертных сообществ, бизнеса и науки. Эти структуры займутся созданием в регионе сети индустриальных парков, фармакологического кластера. Помимо этого, координационные органы будут рассматривать предложения по внедрению инновационных технологий и материалов в промышленности, по развитию объектов транспортной и энергетической инфраструктуры с разработкой дорожных карт.