Право на труд и отдых подростков реализуется с трудом
В сентябре открывают свои двери не только учебные заведения, но и различные студии, кружки, секции. Их учредителям и руководителям предстоит устранить ряд существенных недостатков в работе.
Прокуроры городов и районов Иркутской области в ходе масштабной проверки выявили более 1400 нарушений законодательства в сфере дополнительного образования детей и организации их досуга, в суды предъявлено более 200 исков. Подробнее о ситуации нам рассказала начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Иркутской области Ольга Кошкарова.
Преступность растет, занятость падает
– Ольга Ивановна, расскажите, что предваряло проведение масштабной проверки?
– В первую очередь прокуратура проанализировала ситуацию с подростковой преступностью и выяснила, что большое число правонарушений совершается по причине незанятости подростков. Так, в Эхирит-Булагатском районе при увеличении подростковой преступности на 170% (2011 год – 10%; 2012 год – 27%) все несовершеннолетние, преступившие закон, не задействованы в системе дополнительного образования. В Иркутске незанятых общественно полезными делами преступников-подростков – 50%. Анализ ситуации также показал, что каждый четвертый незанятый подросток на момент совершения преступления находился в состоянии алкогольного опьянения. Так, в Тулунском районе девушка, которая окончила девять классов еще в 2011 году и после этого нигде не работала и не училась, будучи пьяной, совершила убийство. Ранее она уже состояла на учете в органах полиции.
Учитывая данную ситуацию, в прокуратуре области было принято решение о проведении проверки исполнения законодательства о дополнительном образовании детей и организации их досуга.
Стоит отметить, что в последние годы в Приангарье предпринимались серьезные усилия, чтобы развивалась материально-техническая база досуговых учреждений, и в них занималось как можно больше детей. «Дорожной картой», принятой правительством в феврале 2012 года, предусмотрено, что в целом программами дополнительного образования должно быть охвачено не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Сейчас в области действует 255 учреждений дополнительного образования, подведомственных разным министерствам, 301 негосударственное учреждение и 289 индивидуальных предпринимателей. В общеобразовательных учреждениях на бесплатной основе работают 9290 кружков художественно-эстетической, спортивной, технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической и иной направленности. В ряде районов приняты и действуют муниципальные целевые программы.
Вместе с тем, в сфере занятости подростков есть немало недостатков, мешающих эффективной работе.
В Иркутске не хватает художественных и музыкальных школ
– Начнем с областного центра. Как здесь складывается ситуация?
– Досуговых учреждений для детей и подростков в областном центре не хватает, а имеющиеся не в полной мере отвечают необходимым требованиям. Правительством России принята методика определения нормативной потребности по развитию инфраструктуры. Она рекомендована органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления при разработке плана инвестиционной деятельности. С учетом требований данного документа можно сделать вывод, что в настоящее время в Иркутске существует нехватка музыкальных, художественных школ и школ искусств. Творческие коллективы занимаются, как правило, на базе вузов, имеющих актовые залы с оборудованной сценой.
Большинство школ, подведомственных управлению культуры, расположены в приспособленных помещениях. «Детская художественная школа № 2» (микрорайон Ново-Ленино) расположена в трех квартирах на первом этаже жилого дома. «Детская школа искусств № 10» (Синюшина Гора) находится в приспособленном помещении здания общежития, где предусмотрен один подъезд и для жильцов, и для учащихся школы.
Некоторые учреждения попросту переполнены. Так, прокурор Иркутска установил, что в ДЮСШ № 6, где предельная наполняемость должна составлять 320 воспитанников, предусмотрено 380 мест. Подобные проблемы есть и в других территориях. Прокурор Боханского района выявил факт превышения наполняемости в двух учреждениях дополнительного образования примерно в два раза. Это обусловлено отсутствием необходимых площадей, так как учреждение находится в приспособленном помещении.
Обеспокоенность вызывает и недостаточная оснащенность муниципальных домов культуры специальным оборудованием, и музыкальными инструментами, при этом их износ часто составляет 70–100%.
– Очевидно, что учреждениям элементарно не хватает денег…
– Проверкой выявлены многочисленные факты ненадлежащего финансирования деятельности учреждений дополнительного образования. На обеспечение содержания зданий и сооружений учредителем выделяются крайне скудные бюджетные средства, и по большей части они касаются оплаты коммунальных услуг. Вследствие этого учреждения не имеют возможности только за счет собственных средств, полученных в результате оказания платных услуг и добровольных пожертвований содержать здания в соответствии с техническим регламентом.
Так, прокурором города Усолье-Сибирское установлено, что длительный период времени не выделяются денежные средства на капитальный ремонт спортивной школы № 1. Потребность учреждения составляет 3,5 млн рублей. Аналогичная ситуация сложилась в доме детского творчества и клубе «Бригантина», где необходимо проведение ремонта в связи с их несоответствием санитарным нормам.
В Шелехове, Ангарске требуются дополнительные средства для занятий картингом – машины старые, постоянно находятся в ремонте, привлечение спонсорской помощи проблемы не решает.
Нет финансирования – нет лицензии
– К каким еще нарушениям ведет недостаток финансирования учреждений?
– В результате ненадлежащего бюджетного финансирования учреждения имеют не устраненные нарушения санитарных норм, правил противопожарного режима и не могут выполнить в полном объеме предписания контролирующих органов.
Вследствие этого, 6% от общего числа проверенных учреждений не имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности. В частности, по причине отсутствия положительного заключения Госпожнадзора работают без лицензии три школы искусств Братского района. Прокуратурой направлены в суд заявления о необходимости устранения данных нарушений.
В пяти из 10 учреждений Тайшетского района лицензий нет, и там требуется проведение капитального ремонта крыш, потолка, систем водоснабжения.
Детско-юношеский и эколого-биологический центры Усть-Кута располагаются в здании, фундамент которого разрушен по всему периметру, в стенах местами выпадают кирпичи, из-за разрушений кладки есть угроза обвала. Вентиляционная система находится в нерабочем состоянии, электропроводка устарела. В связи с угрозой безопасности прокурором Усть-Кута в суд направлены иски о запрете деятельности данных центров.
В общеобразовательных учреждениях, предоставляющих услуги дополнительного образования, также далеко не везде безопасно. В трех школах Аларского района велись занятия в спортзалах, находящихся в аварийном состоянии. В средней школе села Идеал из-за подвижности грунта просел фундамент здания, основания углов растрескались. На момент проведения проверки пол в помещении спортзала поднялся на 15 см. Районным прокурором в суд предъявлено три иска к администрации района о проведении капитального ремонта зданий.
– Проверяли ли прокуроры состояние школьных стадионов, ведь там периодически случаются ЧП?
– К сожалению, такие факты, действительно, имеют место. В сентябре 2012 года на стадионе Усть-Ордынской детской юношеской спортивной школы на мальчика упали футбольные ворота. Они не были закреплены у основания. Прокурор Эхирит-Булагатского района в интересах несовершеннолетнего направил в суд иск о компенсации морального вреда. Этот иск судом удовлетворен.
Осенью прошлого года произошло обрушение трибун на стадионе в Баяндае. В этом районе прокуратурой были обследованы четыре спортивных стадиона, на которых расположены трибуны. В результате выяснилось, что каждое сооружение имеет существенные недостатки, которые могут повлечь их обрушение.
В адрес глав муниципальных образований внесены представления, по их результатам приняты решения о ремонтах стадионов.
Нарушения, связанные с угрозой безопасности, выявлены в 26% проверенных учреждений.
При проверке личных дел детей, обучающихся в спортивных, спортивно-технических, хореографических объединениях, установлено, что далеко не всегда имеются медицинские заключения о состоянии здоровья. Для обучения некоторым видам спорта принимаются дети более младшего возраста, чем предусмотрено санитарными нормами. Еще отмечу, что не во всех учреждениях, в том числе негосударственных, педагоги своевременно проходят медицинские осмотры, в медкнижках отсутствуют данные о проведении исследований на ряд инфекционных заболеваний.
Области нужен закон о квотировании рабочих мест для подростков…
– Скоро будут подводиться итоги кампании по летнему трудоустройству несовершеннолетних. А как в целом подростки реализуют свое право на труд?
– В существующих условиях им реализовать это право проблематично. В 2012 году было трудоустроено 11946 несовершеннолетних, из них всего 9% – из числа состоящих на учете в ПДН.
Зачастую вопросам трудоустройства несовершеннолетних органами местного самоуправления не уделяется должного внимания. Так, например, прокурорами Нукутского и Осинского районов установлено, что вопросы занятости несовершеннолетних на совещаниях при главе администрации не рассматривались. В ряде территорий области такие совещания организовывались лишь по инициативе комиссий по делам несовершеннолетних (КДН), и то не чаще чем раз в год.
Принимаемые целевые программы по организации трудовой деятельности подростков нередко даже не предусматривают необходимого финансирования. Зиминским межрайонным прокурором установлено, что действовавшими программами по профилактике правонарушений на период 2011–2012 годов в числе мероприятий предусмотрено организовать занятость несовершеннолетних в свободное время, при этом финансирование указанных мероприятий не планировалось. Кроме того, вновь принятая программа «Профилактики правонарушений в Зиминском районе на 2013–2014 годы» также не предусматривает финансирования на указанные цели. Возникает вопрос целесообразности разработки и утверждения таких документов.
В ряде территорий области (Тайшетский, Осинский районы) целевые программы по организации занятости несовершеннолетних вообще отсутствуют.
Ни одним центром занятости населения области не разрабатываются программы занятости несовершеннолетних на своих территориях. Все они работают на основе областной целевой программы «Содействие занятости населения области». Учет несовершеннолетних, нуждающихся в трудоустройстве, принятых и уволенных подростков не ведется. В редких случаях ведется учет отказов работодателей в приеме на работу несовершеннолетних. Стимулирование работодателей по организации рабочих мест для несовершеннолетних городскими и районными службами занятости не оказывается. Информацией о создании новых постоянных рабочих мест для несовершеннолетних центры занятости не располагают.
Еще одной проблемой является отсутствие надлежащего взаимодействия органов системы профилактики в вопросе трудоустройства так называемых трудных подростков. Одним из условий, способствовавших этому, является зачастую бездействие районных и городских КДН: вопросы трудоустройства несовершеннолетних рассматриваются на заседаниях комиссии крайне редко и, как правило, ограничиваются заслушиванием доклада представителя Центра занятости населения.
Вся деятельность КДН по оказанию содействия в трудоустройстве сведена лишь к бесконтрольной выдаче несовершеннолетним направлений в центры занятости, которые нередко игнорируются детьми и их родителями.
Сложность выявления нарушений трудовых прав несовершеннолетних обусловлена также скрытыми фактами их приема на работу в частные коммерческие организации – автомойки, автосервисы, торговые палатки. Выявить несовершеннолетних на таких предприятиях возможно в результате рейдов, которые должны проводиться совместно с КДН, органами полиции и занятости.
Также на данный момент отсутствует законодательное регулирование на уровне субъекта вопроса квотирования рабочих мест для несовершеннолетних, необходимость которого предусмотрена Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принятие такого закона позволило бы сократить число отказов в приеме на работу несовершеннолетним и защитить их трудовые права. Прокуратурой области разработан проект закона области «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для несовершеннолетних в Иркутской области», который направлен для рассмотрения в Законодательное Собрание.
– Какие меры приняла прокуратура по итогам проверки?
– Проверка показала, что нарушения законодательства о дополнительном образовании детей, организации их досуга, включая и трудовую занятость подростков, допускаются повсеместно. В ходе настоящей проверки выявлено более 1400 нарушений закона, внесено 155 представлений, опротестовано 50 незаконных правовых актов, возбуждено 44 дела об административном правонарушении, в суд предъявлено 216 исков. Такое количество выявленных нарушений и принятых мер реагирования свидетельствует, в том числе, о слабом ведомственном контроле в этой сфере. Итоги проверки были обсуждены на расширенном заседании коллегии прокуратуры Иркутской области с участием представителей всех заинтересованных министерств и ведомств. На заседании было принято решение внести представления в адрес министров труда и занятости, культуры и архивов, физкультуры, спорта и молодежной политики Иркутской области, направить информации в правительство и Законодательное Собрание, уполномоченному по правам ребенка.
Мы надеемся, что благодаря принятым мерам, в новом учебном году ситуация в сфере дополнительного образования детей и организации их досуга изменится в лучшую сторону. Одним из обнадеживающих факторов является, к примеру, то, что администрацией города Иркутска на следующий год в бюджете планируется более 20 млн рублей на развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе.