Первоклассник пошел в школу

Как помочь ему добиться успеха?

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Первый год обучения – очень важный период и для его родителей. О том, как адаптировать первоклассника к школе, рассказывает медицинский психолог психотерапевтического отделения Иркутского областного психоневрологического диспансера Ольга Зеленкова.

– Ольга Анатольевна, поступление в школу – это стресс для ребенка. Как его минимизировать?

– У малыша должна быть положительная мотивация к обучению, которая формируется в процессе общения с родителями. К семи годам ребенок должен понимать свое место в среде сверстников и взрослых людей, иметь представление о явлениях природы, элементарные знания об окружающем мире. Первокласснику важно иметь хорошую речь, большой запас слов. Тогда ему легче будет воспринимать учебный материал. Сформированная крупная и мелкая моторика позволят ему быть на равных в играх со сверстниками. Если ребенок мобилен, у него развито произвольное внимание, нет проблем в произношении букв или звуков, то и отношения со сверстниками будут строиться успешно. У каждой личности должно быть свое пространство. Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать хотя бы рабочее место.

– С какими проблемами к вам чаше всего обращаются родители первоклашек?

– Их беспокоит, что ребенок не может понять учебную задачу или организовать свое учебное пространство, не хочет заниматься самостоятельно – ему надо, чтобы рядом сидел взрослый и помогал. Есть невнимательные дети, которые не слышат учителя, неправильно списывают с доски, не запоминают домашнее задание. Это особая категория детей, которая должна получать медицинскую помощь. Есть гиперактивные дети и дети с астеническими свойствами. Становится больше малышей с минимальными мозговыми дисфункциями. Это временное состояние детского возраста. Но все равно надо обращаться к психологам и врачам, ведь если родитель знает, что происходит с его ребенком, семье становится гораздо легче действовать.   

– На что родителям нужно обратить особое внимание?

– Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Предоставьте ему право на ошибку. Помогая выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно. Обсудите с ребенком правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно его похвалить. Необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего малыша. В возрасте 6–10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, любимыми и хорошими. Важна положительная мотивация. Родители должны настроить ребенка, объяснить, что школа – это не только ежедневные занятия и нагрузки. Это и детские праздники, много новых приключений, событий, знакомств, это новая жизнь.

К сожалению, современные мамы сильно закружены. Но давайте поймем, что ребенок важнее, приоритетнее работы. Когда он пошел в школу, важно обращать внимание на его эмоциональное состояние. Если он хорошо спит, кушает, играет, у него хорошее настроение – все идет своим чередом. Если что-то меняется – ребенок неспокойно спит, теряет аппетит, не играет с любимыми игрушками – это повод насторожиться. Надо вникнуть, выслушать ребенка до конца, посочувствовать, понять его переживания, быть рядом в трудные моменты. Необходимо сходить в школу, поговорить с учителем. Ребенок может испытывать стресс от громкого голоса учителя. Оттого, что не видит, что написано на доске, оттого, что сосед по парте ему неприятен. Мелочей тут не бывает.

– Как следить за успеваемостью ребенка, ведь оценок в первом классе не ставят?

– Да, а начинается второй класс, и родители порой с горечью узнают, что у ребенка низкие оценки, дефицит знаний. Такого ребенка часто направляют на медико-педагогическую комиссию, ставя под сомнение его интеллектуальное развитие. Поэтому в первом классе родителям надо быть очень внимательным к своему ребенку.

Адаптационный период – сентябрь-октябрь. В это время у малыша может быть потеря сил, плохое настроение. Он не привык к режиму, нагрузкам. Обязательно соблюдайте режим дня. От этого зависит здоровье вашего ребенка, а значит, и его способность лучше и проще усваивать учебный материал. И, само собой, поменьше телевизора и компьютера.

При возникновении проблем необходимо обратиться за профессиональной психологической помощью. Детская служба в Иркутском областном психоневрологическом диспансере работает бесплатно.

Справка


Телефон горячей линии для родителей: 24-00-07, 24-00-29.

Адрес амбулаторно-психотерапевтического отделения ОГУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер»: г. Иркутск, ул. Красноармейская, 12; тел. регистратуры: 24-04-03.