13.09.2013 07:15
Рубрики
Общество
Теги
13.09.2013 07:15

Конкуренция в мировом масштабе

Представители антимонопольных органов 20 стран приехали в Иркутск

В эпоху глобализации экономики, когда создаются транснациональные компании, а рынки становятся интернациональными, защита конкуренции не должна ограничиваться антимонопольной службой только одного государства. Именно поэтому представители конкурентных органов 20 стран съехались в Иркутск на международную конференцию «Дни конкуренции в России», чтобы обсудить совместные механизмы борьбы с монополистами. 

С 9 по 12 сентября в Иркутске прошла международная конференция «День конкуренции в России». Как отметил руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев, его ведомство ежегодно проводит подобные выездные мероприятия в регионах, чтобы быть ближе к народу. К примеру, побывав в Иркутске, руководитель ФАС России убедился в высокой цене авиабилетов. Позже он заявил журналистам, что антимонопольная служба обязательно проанализируют стоимость авиаперелетов на аналогичные расстояния в других странах и составит таблицу сопоставления для своих  территориальных органов, которую те смогут использовать в судебных разбирательствах с авиакомпаниями.

Во вступительном слове Игорь Артемьев заметил, что если раньше на российские конференции было сложно зазвать представителей конкурентных органов тех же европейских стран или США, то сейчас они с удовольствием приезжают не только поделиться своим опытом, но и перенять что-то из наработок российских коллег. Руководитель ФАС вкратце рассказал об итогах деятельности ФАС России. Так, с 2008 года в 22 раза снизилось количество уведомлений по сделкам по экономической концентрации, в два раза стало меньше ходатайств. По словам руководителя ФАС, все это делается для снижения административной нагрузки на бизнес. Со следующего года уведомительный контроль за такими сделками и вовсе будет упразднен. За два года также сократилось количество возбужденных дел (на 12,4%), во многом благодаря переходу антимонопольной службы к инструменту предупреждения и предостережения. К примеру, с 2010 года из числа выданных предупреждений 75% было исполнено, что позволило не возбуждать дела. 

– Основная задача на текущий момент – снизить административную нагрузку на добросовестных участников рынка, создав при этом условия, в которых недобросовестным участникам будет невыгодно нарушать закон, – подчеркнул Игорь Артемьев. – Мы также намерены исключить уголовную ответственность за злоупотребление доминирующим положением, оставив уголовное преследование только в отношении особо опасных нарушений антимонопольного законодательства.

Руководитель ФАС обратил внимание на то, что с 2008 года в федеральный бюджет было перечислено около 1 млрд долларов штрафов за нарушение антимонопольного законодательства. Самые крупные из них заплатили нефтяные компании в 2009 году. По словам Игоря Артемьева, после этого, видимо, предприниматели стали понимать необходимость соблюдения антимонопольного законодательства – проводить профилактические мероприятия, принимать в штат специалистов в области конкурентного права.  

– Сегодня в условиях глобализации экономики необходимо расширять сотрудничество с зарубежными антимонопольными ведомствами, – заявил Игорь Артьемев. – Совместные расследования разных стран должны выйти на иной уровень – интернациональный, чего пока нет. Для России этот вопрос особо важен в свете вступления во Всемирную торговую организацию и Организацию экономического сотрудничества и развития. Надо признать, что в России накоплен серьезный опыт рассмотрения дел о транснациональной конкуренции. Например, расследование деятельности рыболовецких картелей на Дальнем Востоке, когда была выявлена китайская компания, скупающая российские добывающие суда. Сейчас мы ведем расследование об участии в рыбодобывающих компаниях Дальнего Востока японских и американских компаний. Есть доказательства того, что иностранные представители формируют целые ассоциации, которые создают искусственный дефицит рыбы на российских рынках, тем самым устанавливая высокие цены. 

В 2013 году ФАС России раскрыла картель на оптовом рынке поставок лосося, семги и форели из Норвегии. В настоящее время антимонопольная служба расследует дело о сговоре компаний на рынке поставок в Россию вьетнамской рыбы.

– Приоритетом ФАС России сейчас является борьба с картелями, которые наносят огромный ущерб экономике государства, – продолжил руководитель антимонопольной службы. – Создана постоянно действующая оперативно-следственная группа из представителей ФАС и полиции, активизировалась работа по проведению «рейдов на рассвете».

По словам Игоря Артьемьева, для эффективного расследования международных нарушений необходимо практическое сотрудничество конкурентных ведомств на глобальных рынках. Уже 20 лет действует Межгосударственный совет по антимонопольной политике стран-членов СНГ. Так, в 2006 году при нем создан штаб по совместным расследованиям на социально значимых и инфраструктурных рынках (авиаперевозок, телекоммуникаций, продовольственных товаров, фармацевтики, зерна, нефтепродуктов и электроэнергии). Результатом работы конкурентных органов стран СНГ можно назвать стабилизацию цен на бензин, снижение тарифов на услуги сотовой связи в международном роуминге по отдельным направлениям в 1,5–4 раза, развитие конкуренции на маршрутах авиаперевозок, что привело к снижению цен на билеты.

В настоящее время создаются институты защиты конкуренции в рамках Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Более подробно на этой теме остановился министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Нурлан Алдабергенов. Он заявил, что завершается работа по гармонизации антимонопольных законодательств трех стран-участниц Таможенного союза. В будущем планируется принять модельный закон о конкуренции, который будет носить рекомендательный характер и устанавливать общие ориентиры для совершенствования антимонопольного законодательства России, Казахстана и Белоруссии. Далее будет создан и единый Антимонопольный кодекс по принятию общих правил для хозяйствующих субъектов и органов власти.

– Мы должны общими усилиями обеспечить равные условия конкуренции на товарных рынках Единого экономического пространства, – заявил Нурлан Алдабергенов. – Сегодня мы наблюдаем положительную динамику товарооборота между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Например, объем взаимной торговли между тремя странами в 2010 году составлял 47 млрд долларов США, к 2012 году он увеличился на 45,5% и составил 68 млрд долларов.

Министр рассказал, что ЕЭК проводит анализ трансграничных товарных рынков, в частности нефтепродуктов, услуг сотовой связи, авиационных и железнодорожных перевозок. Так, евразийская экономическая комиссия намерена добиться отмены международного роуминга в рамках Таможенного союза трех стран. Это касается  российских федеральных операторов связи, стоимость услуг которых в Казахстане и Белоруссии в десятки раз выше, чем внутри России.  

– В ЕЭК сформирована рабочая группа, которая исследует этот рынок, – сообщил Нурлан Алдабергенов. – После чего мы начнем переговоры с операторами связи. Сложно сказать, сколько это займет времени, потому что, возможно, потребуется изменение законодательства в трех странах. Думаю, в течение 3–4 лет мы решим этот вопрос. Та же самая работа предстоит по электроэнергии, железнодорожным и авиационным тарифам.

Нурлан Алдабергенов добавил, что с 1 января 2014 года открываются границы по электронным аукционам в части госзакупок. То есть, находясь в Иркутске, можно будет участвовать в торгах, которые проходят как в России, так и в Белоруссии или Казахстане.

В рамках дней конкуренции в России был подписан меморандум о сотрудничестве в области конкурентной политики между Евразийской экономической комиссией и Межгосударственным советом по антимонопольной политике. Документ предусматривает взаимодействие сторон при разработке документов для гармонизации конкурентного законодательства и сближения практики его применения в странах СНГ. В меморандуме прописан обмен статистическими и справочными материалами, нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями. Особое внимание в рамках этого документа будет уделено проведению исследований на товарных рынках.

На конференции в Иркутске также были рассмотрены вопросы конкуренции на товарных рынках лекарственных средств стран СГН, модельный закон «О защите конкуренции», состоялось юбилейное заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике, прошел семинар-совещание для территориальных органов ФАС России и круглый стол с участием представителей зарубежных конкурентных органов «Взаимодействие антимонопольных органов, обмен информацией».