Что год учебный нам готовит?

Эксперты обсудили реализацию закона «Об образовании РФ»

1 сентября вступил в силу федеральный закон «Об образовании в РФ». О том, как он реализуется в Приангарье, какие образовательные услуги будут платными, изменится ли форма аттестации школьников – на эти и другие вопросы ответили участники круглого стола, который состоялся в редакции газеты «Областная».

В дискуссии приняли участие заместитель министра образования Иркутской области Елена Осипова, председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова, проректор ИГУ по образовательной деятельности Николай Деренко, председатель профкома студентов ИГУ Александр Манзула, председатель Иркутской областной организации общероссийского профсоюза образования Валентина Федосеева.

Общественный интерес

ОГ:

– Еще на этапе проекта закон вызвал бурную дискуссию и неоднозначную реакцию общественности. С чем это связано?

Николай Деренко:

– Я думаю, что такой социальный накал вызван тем, что не совпали намерения и ожидания законодателей и населения. Союз ректоров поставил задачу: привести в соответствие огромное количество изменений в образовательной сфере, накопившихся за последние 20 лет. Эта работа проделана с честью. Законопроект трижды широко обсуждался, было внесено и учтено более 10 тыс. различных конструктивных поправок и предложений. Однако документ не принес кардинальной модернизации системы образования, видимо, это и вызвало разочарование.

Ирина Синцова:

– Я думаю, очень рано делать какие-либо оценки и выводы через две недели после вступления закона в силу. Кроме того, нужно отметить, что это живой документ, в который вносятся изменения через федеральные, либо региональные органы власти.

Валентина Федосеева:

– Общественный интерес к закону вызван тем, что образование определяет жизнь не только отдельного человека, но и общества, государства в целом. Надежда на новый закон была в том, что старые проблемы отрасли будут разрешены нормативно. Но осталось еще много вопросов. Я полагаю, что на этапе обсуждения педагогическое и родительское сообщества были недостаточно активными.

Елена Осипова:

– По статистике, каждый третий гражданин РФ либо учит, либо учится, либо у него ребенок обучается. Весь прошлый год в стране прошел под эгидой обсуждения нового закона об образовании. Мы пытались погрузить в это каждого работника образовательной системы. Большинство мнений были услышаны, поправки вносились несколько раз. Население активно интересовалось вопросом социальных гарантий, прописанных в законе. Разворачивались дискуссии по поводу того, что общее образование станет платным, повысится оплата за детские сады. На сегодня напряжение снято.

ОГ:

– Чем новый закон принципиально отличается от старого?

Николай Деренко:

– Некоторым новшествам в сфере образования уже по нескольку лет, они естественно появились в ходе модернизации отрасли. И закон просто привел их в порядок. В этом прогрессивность документа.

Елена Осипова:

– В законе прописана типология образовательных организаций. Это более широкое понятие, чем образовательное учреждение. По-новому рассматриваются уровни образования: дошкольное, общее, профессиональное. Вводятся центры прикладных квалификаций, где могут обучаться люди с высшим и средним специальным образованием. Это достаточно серьезные изменения и их много.

Ирина Синцова:

– Появились такие понятия, как семейное образование, образовательные кредиты. Теперь совершенно четко прописано целевое обучение студентов.

Социальные гарантии

ОГ:

– Насколько верна информация о том, что образование станет полностью платным как в школе, так и в вузе.

Елена Осипова:

– В соответствии со стандартами сохраняется инвариантная часть образовательной программы, которая предоставляется бесплатно. Это 36 часов в старших классах. Инвариантная часть обязательна для изучения во всех школах РФ. Она включает в себя все те же предметы, что и раньше – математика, русский язык и другие. На это отводится 22 часа. Остальные 14 часов ребенок может выбрать те предметы, которые ему нужны и интересны для дальнейшего обучения в вузе и при выборе профессии.

ОГ:

– Какие образовательные услуги будут платными?

Валентина Федосеева:

– Это услуги, которые образовательная организация может осуществлять за рамками своей основной деятельности.

Елена Осипова:

– Простой пример. В школе есть английский и немецкий языки, которые входят в образовательную программу. Но родители хотят, чтобы ребенок еще изучал китайский. Набирается группа. Но поскольку это за пределами образовательной программы, услуга предоставляется на платной основе.

ОГ:

– Сохранятся ли бюджетные места в вузах?

Александр Манзула:

– Для социально незащищенных категорий граждан сохраняются все возможности для получения бесплатного образования. Для всех остальных, кто в состоянии оплачивать данные образовательные услуги, цена может повышаться, при этом будет расти и качество.

Николай Деренко:

– Глобальных изменений не произошло. В России половина студентов обучается за счет родителей. Это называется обучение с полным возмещением затрат (ПВЗ). По-прежнему за государственный счет будет учиться необходимое стране количество специалистов. При этом у вуза сохраняется возможность дополнительно набирать на важных направлениях студентов с ПВЗ.

ОГ:

– Уменьшится ли количество бюджетных мест в вузах?

Николай Деренко:

– Нет, потому что бурно развивающуюся экономику нужно обеспечивать квалифицированными кадрами. А вот порядок формирования контрольных цифр приема уже изменился. Раньше он зависел от потенциала вузов. Теперь учитываются стратегии экономического развития регионов. Министерство образования РФ собирает заявки, консультируется с крупнейшими госкорпорациями, работодателями и формирует контрольные цифры. Вузы ранжируются по ключевым показателям эффективности. Учебные заведения, которые оказываются в первой категории, получают бюджетные места почти без проблем. Вузам средней категории выделяют урезанное количество бюджетных мест.

Общее образование

ОГ:

– Новый закон предусматривает введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Для чего они нужны?

Елена Осипова:

– ФГОС – стержень закона. Их основная задача – обеспечить доступность качественного образования для любого жителя РФ независимо от места его проживания и социального статуса. ФГОС четко определяют требования к трем критериям: содержанию и структуре образовательной программы, условиям осуществления образовательного процесса, его результатам. На сегодня введены ФГОС общего и дошкольного образования. Последние еще будут пересмотрены, потому что там трудно предъявлять требования к результатам. Здесь больше хочется сделать акцент на условиях образовательного процесса.

ОГ:

– На какие системы аттестации ориентируется новый закон?

Елена Осипова:

– На ступени основного общего образования – это итоговая государственная аттестация в девятых классах. Сейчас отрабатывается итоговая аттестация в форме тестов по окончании начальной школы.

ОГ:

– Насколько эффективна система тестов при оценке знаний?

Елена Осипова:

– Сегодня мы можем сказать, что тесты прошли серьезную эволюцию. Они соответствуют запросам педагогов, вузов и позволяют обеспечить преемственность между уровнями образования. Кстати, согласно новому закону результаты ЕГЭ теперь будут действительны четыре года.

ОГ:

– Какие формы обучения предусмотрены для детей-инвалидов?

Елена Осипова:

– Впервые в законе так четко прописано право ребенка с ограниченными возможностями на образование. Детский сад, школа и вуз обязаны обеспечить условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. У нас в регионе уже два года реализуется программа «Доступная среда». В Шелехове, Иркутске, Ангарске есть школы, которые работают по программам инклюзивного обучения. В законе также закреплено дистанционное и электронное обучение.

Ирина Синцова:

– Нужно понимать, что у каждого ребенка-инвалида есть индивидуальный паспорт реабилитации с показаниями к обучению. У нас есть пример, когда ребенок, закончив дистанционный курс обучения с золотой медалью, поступил в московский вуз. Это Никита Седых из Киренска.

Елена Осипова:

– Причем он поступил в коммерческий вуз по своему желанию. И когда прошел тестирование, ему сделали скидку на обучение. Это единственный вуз, где можно обучаться дистанционно и не требуется ничего сдавать очно.

Николай Деренко:

– Дело в том, что раньше в высшей школе применялись только элементы дистанционного обучения. На сессию, защиту диплома ребенок должен был приезжать в вуз. Теперь можно даже по скайпу диплом защищать. Главное, чтобы по ту сторону экрана находился нужный человек.

Высшая школа

ОГ:

– Появились ли в законе новые пункты, касающиеся подготовки молодых ученых?

Александр Манзула:

– Аспирантура становится этапом высшего образования, третьим уровнем.

Николай Деренко:

– По новым правилам, аспирантура еще не работает, необходимы подзаконные акты, они будут готовы к декабрю текущего года. В 2014 году планируется провести первый прием в новую аспирантуру. Раньше смысл заключался в подготовке кандидатской диссертации. Теперь аспирант будет получать документ о третьем уровне образования. А писать диссертацию или нет – это его личное дело. При этом аспиранту устанавливается зарплата не меньше зарплаты молодого специалиста.

Александр Манзула:

– Сейчас стипендии по приоритетным направлениям подготовки у аспирантов – более 6 тыс. рублей.

ОГ:

– Станет ли легче получить ученую степень?

Николай Деренко:

– Никогда не было легким делом по-честному без профанации защитить кандидатскую диссертацию Ученая степень и все, что с ней связано, регулируется законом о науке. Аспирант получит серьезную подготовку как ученый исследователь, либо как преподаватель высшей школы. Есть мнение, что не все вузы подряд будут иметь лицензии на подготовку аспирантов, только одна треть из всех вузов страны. Это те учебные заведения, которые смогут гарантировать качество подготовки. 

ОГ:

– Изменится ли стипендиальное обеспечение студентов?

Александр Манзула:

– К сожалению, из закона убран норматив минимальной стипендии, от которого раньше все отталкивались – это было 1,1 тыс. рублей. Но там прописана обязанность правительства РФ утвердить нормативы финансирования стипендиального фонда. Сейчас обсуждается цифра 1,3 тыс. рублей на одного студента-бюджетника. Это не размер стипендии, а тот предел, меньше которого стипендия не может быть.

Предстоит много работы

ОГ:

– Новый закон требует дополнительных подзаконных актов. Какие пункты нуждаются в конкретизации?

Ирина Синцова:

– Мы ожидаем, что должно быть разработано и принято еще около 200 подзаконных актов. Например, закон гласит, что школа должна быть в шаговой доступности. При этом ребенок зачисляется по прописке. А если ему отказывается конкретно в этой школе? Механизм отказа должен быть прописан в законе, эта работа сейчас ведется.

Александр Манзула:

– Конечно, требуют конкретизации пункты по стипендиальному обеспечению студентов. Закон вступил в силу, но до сих пор нет нормативов финансирования стипендиальных фондов, хотя бюджетные средства уже заложены. Кроме того, нужно дополнительно урегулировать предоставление социальных льгот и гарантий, начиная от процесса поступления в вуз и заканчивая обучением.

Валентина Федосеева:

– По нашим сведениям 141 проект нормативно-правового акта находится сегодня в разработке. И мы надеемся, что они отразят пробелы закона.