27.09.2013 07:15
Рубрики
Культура
27.09.2013 07:15

Макропритчи Сергея Дидоренко

Увидеть и запечатлеть на снимках то, чего мы не замечаем, и открыть в этом малом большой таинственный мир. Таким уникальным даром обладает ведущий иркутский фотограф в технике макросъемки, член Союза фотохудожников России, энтомолог, преподаватель Иркутского государственного университета Сергей Дидоренко. В Доме кино в рамках Международного кинофестиваля «Человек и природа» открылась его персональная выставка «Миниатюрные соседи».

– Большинство снимков отсылают нас не просто к аналогиям с человеческими миром, но и ко взаимоотношениям – межу мужчиной и женщиной, объектом и его тенью, моделью и зрителем, – пояснил Сергей Дидоренко. – Все, что свойственно нашему миру, присуще и этим крохотным вселенным.

В экспозицию вошли 15 фотографий, созданных в разные годы. На них запечатлены насекомые, рептилии, ракообразные и растения. Но, поверьте, неважно, как раньше вы относились к вышеперечисленным существам. После нового знакомства с ними через объектив камеры Сергея Дидоренко вам они наверняка покажутся милыми. Ведь внимательный взгляд фотографа увидел в них эмоции, характер, настроение и одухотворенную красоту, которая не всегда бывает на человеческих лицах.   

Открывают выставку три фотографии. На центральной – «Вести со старта» – на растении – пустая личиночная шкурка стрекозы и сама героиня, которая появилась на свет всего полчаса назад и уже попала в объектив фотографа. На левом снимке слепень в роскошных очках-хамелеонах на человеческом теле предвкушает приятный обед. На правом – очаровательный геккон токи всем своим видом показывает, что он на все согласен, в том числе и на эту фотосессию.

– Этот снимок сделан в Таиланде, во время фотосессии геккон демонстрировал целую гамму эмоций: боялся, угрожал и делал дружелюбную мордашку, – рассказал Сергей Дидоренко. – Другая наша тайская знакомая – лягушка Соня со следующего снимка. Здесь удалось создать впечатление, что она только проснулась, прищурилась от яркого света и еще не успела откинуть свое зеленое одеяльце.

Множество образов рождает в воображении фотография «Не клюет», на которой запечатлены крохотные и непримечательные цветы глухой крапивы. Если посмотреть на них снизу, то можно увидеть отдыхающих под зонтиками людей, японских модниц или рыбаков, которым сегодня не повезло. А вот серьезный «Профессор» за цветочной кафедрой – на самом деле дама. На этом снимке Сергей Дидоренко обыграл ситуацию, когда кузнечик готовится перекусить цветочком, а выглядит это так, как будто он действительно ведет урок.

Несколько снимков на выставке показывают нам ракообразных с неожиданной стороны. На двух из них – краб-привидение, названный так из-за крайней осторожности в поведении.

– Он заставил меня подкрадываться к нему довольно долго, и то, как он ведет себя, вызывает восхищение, ведь он очень шустрый и осторожный, а его глазки наверху позволяют видеть все вокруг, – поделился впечатлениями Сергей Дидоренко. – Но он все-таки позволил подойти к нему ближе, и поэтому фото называется «Чтобы лучше тебя видеть».

На фото «Открытие» распускающиеся цветы обыкновенной черемухи выглядят как роскошные тропические цветы. Фотографии Сергея Дидоренко напоминают притчи со множеством смыслов, которые постепенно открываются внимательному зрителю. Например, «Много дождей назад», где две лягушки в плетеной корзине как будто находятся в центре какого-то своего мира.

– Между нашими мирами, конечно, есть отличия. У маленьких существ совсем другое летоисчисление, возможно, лягушки мерят время не годами, а дождями, – предположил фотограф. – Но больше у нас похожего. Вот, например, на снимке «Панты» – жучок-олень – очень самодовольный и агрессивный, буквально готовый сразиться со всем миром. Пока я его снимал, он стремился буквально положить меня на лопатки. Я видоизменил схему освещения, и тут у меня отключилась одна из трех вспышек. В этот момент он развернулся так, чтобы укусить, ущипнуть, и случайно получился удачный кадр.

Завершает выставку снимок «После дождя», где обыкновенное перышко сверкает мириадой хрустальных капель и напоминает нам о том, что даже былинка для внимательного взгляда может быть настоящей драгоценностью.