Национальные костюмы эвенков и тофов
Представлены на выставке «Дархан Суглан»
Выставка традиционного национального костюма «Дархан Суглан», что в переводе «Собрание мастеров», открылась в музейной студии Иркутского областного краеведческого музея.
Традиционный костюм коренных народов Прибайкалья вобрал в себя сокровенные знания, мудрость предков и ментальные особенности мифологического человека. Лучшими мастерами и художниками были представлены стилизованные костюмы, изготовленные по традиционным технологиям.
Выставка рассказывает о развитии костюма и аксессуаров в работах мастеров настоящего и прошлого, о взаимовлиянии культур народов Прибайкалья. Подобная экспозиция в Иркутске открылась впервые. Мастера эвенкийских и тофаларского этнокультурных центров продемонстрировали аксессуары, украшения, обереги к традиционному костюму и поделились техникой их изготовления.
– Основным строительным материалом костюмов служили шкуры и меха обитающих в регионе животных. Костюмы создавались с учетом потребностей жизни в климатических условиях, – рассказала заведующая отделом по организационно-аналитической деятельности Центра культуры коренных народов Прибайкалья Роза Халтуева.
Любой костюм – это богатейший материал, с помощью которого можно изучать историю народа, его обычаи, традиции, искусство. Например, одежда, украшения, обувь тофов были крайне примитивными, но удобными. Зимой и летом они носили кожаны из шкур дикого зверя. Мужские кожаны украшались черными тряпочками и лентами, женские – цветными. Чаще всего это был геометрический орнамент. Подпоясывались кожаны цветными поясами.
У эвенков были популярны парки – утепленные куртки из оленьих шкур. В старину изготавливали также меховой кафтан ворсом внутрь и украшали всевозможными кистями, аппликацией.
Мастер Эвенкийского национально-культурного центра из Катангского района Марина Костюченко продемонстрировала искусство украшения костюма бисером. Ажурные воротнички и нарукавники уже сами по себе являются произведением искусства.
– Каждый шов, каждая бисеринка имеет свое сакральное значение в костюме, – оценила работу Роза Халтуева.
Мастер Эвенкийского национального центра из п. Перевоз Бодайбинского района Марина Костюченко показала на выставке технологию раскройки унтов. Национальный центр в Бодайбинском районе был создан недавно. Сегодня в районе проживает порядка 100 эвенков.
Посетители выставки познакомились с различными приспособлениями обработки кожи, меха и шерсти конца XIX – начала XX веков, увидели сумки, шкатулки, сундуки, в которых хранились украшения из серебра и бисера, головные уборы и обувь из фондов музея и частных коллекций. Особое внимание привлекли костюмы шаманов. Согласно верованиям, шаман – человек, наделенный способностями общаться с духами, излечивать болезни. Шаманская одежда служила своего рода границей между телом и миром, а также выполняла охранные функции. Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевал ритуальный костюм, который состоял из шапки, шубы и сапог. В изготовлении шаманской одежды использовали различные материалы: мадаполам, меха оленя, горностая. Костюм украшали ленты, рога, колокольчики, кисти, подвески.
Прекрасным дополнением к выставке стали фотографии «Мир коренных народов Прибайкалья», живопись Любови Бертаковой, графические работы Владислава Урбаханова, бронзовые скульптуры Гэсэра Задбоева.
В день открытия выставки состоялся круглый стол «Традиционный костюм коренных народов Прибайкалья как феномен культуры». Также для гостей прошел показ коллекций традиционной и стилизованной одежды Евгении Гомбоевой, Алены Балсунаевой и Анны Малакшиновой.
Справка
Численность коренных малочисленных народов Сибири в Иркутской области составляет 1950 человек: 1272 эвенка и 678 тофов. Тофалары проживают в населенных пунктах Нижнеудинского района – Алыгджере, Верхней Гутаре, Нерхе, а эвенки – в Катангском, Казачинско-Ленском, Бодайбннском и Киренском районах.