Петр Неупокоев: Спортивное кино – более глубокое
Иркутский телевизионный спортивный журналист Петр Неупокоев второй год подряд становится призером кинофестивалей. Его фильм «Завет слепого самурая» произвел фурор на крупнейшем спортивном кинофоруме в Самаре. Автор, сценарист, режиссер рассказал «Областной», как из телерепортера вырастает киношник, почему будущее за спортивным кинематографом, и когда Даша Дмитриева станет героем фильма.
– Петр, наши поздравления с победой на фестивале. О чем твой новый фильм «Завет слепого самурая»?
– Так повелось, что я снимаю пока только спортивное кино, естественно, это связано с моим увлечением единоборствами, где очень много замечательных людей, достойных оказаться на киноэкране. Как-то на моих тренировках появился глухой парнишка, через месяц-другой я понял, что он уникальный человек. Такого рвения к обучению я у здоровых спортсменов еще не видел. Так пришла мысль снять об этом парне фильм.
В последнее время многие представители единоборств, известные бойцы, чемпионы ведут себя неадекватно, устраивают кровавые разборки, и тому масса примеров, в том числе в России. Я стал анализировать, почему происходит так, что люди, получившие в руки один и тот же ресурс, используют его по-разному: одни – во зло, другие – во благо. Мой фильм – это некий анализ, рассуждение, попытка разобраться в проблеме.
Собственно фильм не только о глухом Мише. Мы сняли много других ребят, которые, общаясь с главным героем, начали меняться на глазах. Сначала они подтрунивали, пытались издеваться над парнем, но когда увидели, как он развивается в своем мастерстве, поутихли. Во время съемок фильма ребята дисциплинировались, погрузились в атмосферу кино, посмотрели несколько художественных и документальных фильмов об инвалидах, и в голове у них произошел переворот, отношение к людям с ограниченными возможностями стало совершенно иным. Съемки проходили в течение полутора лет: вот Миша только пришел, вот у него первые соревнования, вот первая аттестация на желтый пояс. Когда я отправил фильм на кинофестиваль в Самару, Миша так понравился членам жюри, что один из них подарил ему свою футболку, извинившись, что ничего другого при себе нет. Сейчас мы немного доработаем кино и отправим еще на ряд фестивалей – в Стамбул, Милан и Лос-Анджелес. Тема инвалидов очень актуальна в кинематографе, и я чувствую, что наш фильм будет востребован.
– Телевизионных журналистов много, а вот тех, кто решается снять кино, можно пересчитать по пальцам. Чем тебя заинтересовал кинематограф?
– Как журналист я вижу, какая тема потянет на короткое сообщение, так называемую «перекрывашку», какая – на сюжет, а какая на полноценный репортаж. А иногда есть темы, которые ни в один телевизионный новостной формат просто не войдут, их нужно развивать и развивать. И в этом случае на помощь приходит кино. Меня никто этому не учил, до всего дошел сам. Плюс на помощь приходят друзья – мой оператор Леонид Миронов и монтажер Николай Корольков, вместе мы работаем уже много лет и отлично дополняем друг друга. Все началось с освещения ежегодного марафона боевых искусств, мы снимали его четыре года подряд, и журналистское чутье мне подсказало, что это зрелище надо показать всему миру. Так родился наш первый фильм «Повенчанные с будо», который увидели на пяти континентах. После кино о Мише хочу еще больше углубиться в вопросы морали в спорте. Мы много говорим о воспитании личности в единоборствах, но этого, к сожалению, сейчас не видно, все заточено на шоу, зарабатывание денег, постараюсь разобраться, что происходит.
– Что для тебя спортивное кино?
– Кино – это такой мир, в который мы верим свято с самого детства. Но при всем моем уважении к великим режиссерам, не всегда детям показывают то, что нужно, и не всегда дети смотрят то, что нужно. Спортивное кино – более глубокое, более прочувствованное. Спорт – это самоутверждение, победы, поражения. А для меня спортивное кино это еще новый способ тренировки, надеюсь, что мои фильмы в чем-то помогут парням и девчонкам, которые ищут себя в единоборствах. К счастью, появляется много хороших фильмов о спорте, на последний кинофестиваль привезли отличные ленты про Елену Исинбаеву, Михаила Борзаковского, где режиссеры раскрыли этих великих людей с новой стороны.
– Тем не менее, спортивная тематика – не самая популярная в кинематографе, и много зрителей на такое кино вряд ли соберешь, это не боевики, не комедии…
– Не соглашусь. На последнем фестивале спортивного кино в Самаре была матерая программа. Открывал ее фильм «Легенда № 17», мы много разбирали его, мнения разошлись, но лично я считаю, что это лучшая спортивная картина за последние 20 лет, а то и больше. На закрытии был показан фильм «Матч» с Безруковым, он мне понравился чуть меньше, но это тоже сильное произведение. Сейчас идет целая волна спортивного кино, когда-то нас подсадили на боевики, на блокбастеры, надеюсь, подсадят и на этот жанр. Безусловно, и нам надо использовать спецэффекты, внедрять технические новинки, ту же графику, кстати, в этом плане отличные вещи делают экстремалы, посмотрите их ролики на YouTube, там миллионы просмотров, то же самое можно сделать и с любым другим спортом.
– Раз мы коснулись технических деталей, не могу не спросить, на какой базе работает ваша съемочная группа, где берете людей, ведь, не думаю, что вы купаетесь в деньгах, как столичные режиссеры?
– Когда мне приходит идея, я звоню своему оператору, но он меня сначала игнорирует, потому что понимает, если я на него насяду, то уже долго не отпущу. Низкий поклон Леониду, он реально тратит на кино все свое свободное время. У него двое детей, работа, но, тем не менее, он едет вечером со всей аппаратурой ко мне в зал, просто ему это интересно. Мы подбираем только таких людей, которым реально интересно работать за идею. Денег немного, тратим свои личные средства, надо заказывать ту же начитку, делать перевод на международные конкурсы, и за все нужно платить. А заработок – это когда дети растут нормальными людьми после просмотра моего кино.
– Вы самоучки, но наверняка чему-то учитесь и у профессионалов?
– У меня хороший учитель – Владимир Константинович Поспехов, заслуженный деятель искусств, который долгое время проработал в «Кинохронике», на телеканалах, это реальный мэтр. Я всегда с ним советуюсь. Сам смотрю много фильмов, моя девушка даже обижается, зачем я в десятый раз просматриваю одну и ту же картину. На что я ей говорю, это ты смотришь фильм, а я его изучаю: как сделан монтаж, как свет, как звук, за счет чего раскрыли героя.
– После кино интересно возвращаться в телевизионные будни?
– Да, там тоже есть чему поучиться. Коллеги, конечно, нервничают, когда я говорю, что мы что-то выиграли, надо уехать на фестиваль, редактор меня задушить готов, но что поделаешь. А если честно, у нас на канале работает очень много молодых людей, и они на моем примере видят, что можно не ограничиваться двухминутным форматом, а делать более масштабные вещи, участвовать в конкурсах, побеждать, расти в мастерстве.
– Когда мы сможем увидеть фильм «Завет слепого самурая»?
– Немного доработаю его и выложу в интернет. Также ведем переговоры с департаментом образования, чтобы сделать фильм учебным и показать в иркутских школах. Сейчас все мои мысли – о новом кино, идет сбор материала о нашей звезде Даше Дмитриевой. Правда, ее очень сложно поймать в постолимпийский период, так что проект долгосрочный из-за редких появлений Даши в Иркутске. Первые съемки, которые я сделал на телевидении, были посвящены как раз Даше Дмитриевой, ей тогда было 7 лет, и на моих глазах она выросла в великую спортсменку. Уже есть масса материала, и было бы обидно его не использовать. Фильм будет и про жизнь, и про спорт, это будет и попытка ответить на вопрос, почему в Иркутске всего одна олимпийская призерка в художественной гимнастике. И параллельно пишу сценарий для картины о морали в спорте.