5 октября – День учителя

Национальная культура начинается с языка

«Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей…» – сказал поэт Андрей Дементьев. Прекрасными учителями особенно славится российская глубинка. За примерами далеко ходить не надо – в селе Мольта Осинского района живет и работает талантливый учитель бурятского языка Эдуард Задоров. В этом году педагог стал победителем окружного межмуниципального конкурса «Лучший учитель родного языка».

Истоки знаний

За последние несколько лет сельские педагоги все чаще заявляют о себе как о достойных конкурентах коллегам из городских школ. О своей работе Эдуард Аркадьевич говорит так:

– Настоящий педагог хочет видеть целеустремленных, творчески мыслящих, активных учеников. И результаты своей работы учитель связывает с тем, насколько он смог привить интерес к предмету.

Свою родословную наш герой знает до седьмого колена. В семье все говорили на родном языке. Бабушка Татьяна Андреевна, несмотря на три класса образования, знала множество песен, пословиц, сказок, которые щедро рассказывала внуку. Повезло Эдуарду и с учителем Николаем Балсухановым, который смог привить ученику любовь к филологии. В старших классах, участвуя в мероприятиях, посвященных 1000-летею бурятского героического эпоса «Гэсэр», юноша увлекся улигерами.

В 1998 году Эдуард окончил факультет бурятской филологии Улан-Удэнского пединститута. Будучи студентом, он продолжил изучение улигеров, был участником фольклорного ансамбля.

Вот уже 15 лет он работает учителем бурятского языка. В свободное время пишет стихи, занимается переводами.

Язык учит правильно мыслить

В Мольтинской школе преподавание бурятского языка ведется с 5 до 9 класса. Изучать его могут все школьники вне зависимости от национальности. Но особенно важным Эдуард Аркадьевич считает эти уроки именно для бурятских школьников.

– Случается, что даже представители нашей интеллигенции спрашивают меня – а зачем вообще надо знать бурятский язык? Он утрачен для очень многих, для целых поколений. И это при том, что бурятам никогда не запрещали учить и знать родной язык.

Все должно начинаться с семьи, уверен педагог. Сохранение национальной культуры, традиций идет от самых корней, из истоков детства.

– Любой язык – это не только средство общения. Знание языка учит правильно мыслить. Правильно мыслишь, значит, правильно живешь.

При этом педагог утверждает – нельзя в стремлении сохранять национальную самобытность скатываться в оголтелый национализм. Часто те, кто преследует низменные, корыстно-карьерные цели, прикрываются красивыми лозунгами о необходимости сохранения национального самосознания. Эти люди, эксплуатирующие национальные идеи в своих целях, – самые опасные для жизни, рассуждает учитель.

Сегодня в Усть-Ордынском Бурятском округе работает целевая региональная программа по сохранению и развитию бурятского языка.

– Когда я окончил вуз и приехал работать на родину, округ имел статус автономного. Несмотря на то что финансирование шло из федерации, никаких особых усилий по сохранению бурятского языка на территории не предпринималось. Не хватало учебников, методической литературы. Лишь с объединением двух субъектов в округе началась действительно серьезная работа в этом направлении, – вспоминает Эдуард Задоров.

Педагог знакомит своих учеников с произведениями таких авторов, как Михаил Жигжитов, Исай Калашников, Даширабдан Батожабай, Дондок Улзытуев, а также с устными образцами бурятской литературы.

– В свое время я для себя открыл труды ламы Эрдэни-Хайбзун Галшиева. Столько философской мудрости заложено в его произведениях! А взять древнейший литературный памятник «Сокровенные сказания монголов»!

– Вы считаете, что эта литература и сегодня актуальна?

– Хорошее слово – всегда хорошее слово.

Уроки-путешествия

– Есть такое понятие – метапредметный урок. Это уроки-путешествия, уроки-погружения, уроки-дебаты. Изучаем мы эпос «Гэсэр». Вспоминаем с ребятами фильм «Ночной дозор», где есть такой персонаж – Гэсэр. В фильме, как и в эпосе, прослеживается битва темных и светлых сил. Так на современном материале выстраивается дискуссия, – делится своими секретами учитель.

Необычный подход к теме урока педагог продемонстрировал и на окружном межмуниципальном конкурсе «Лучший учитель родного языка». В своей Гэсэриаде Эдуард Аркадьевич провел параллель с Библией. У Гэсэра и Иисуса Христа было много общего, уверен учитель, оба родились в семьях бедняков, оба могли погибнуть в младенчестве, оба противостояли силам зла.

Отрыв Эдуарда от коллег-конкурентов на конкурсе был огромным. Об этих испытаниях педагог вспоминает с большим удовольствием. В учительском смотре приняли участие шесть победителей муниципальных конкурсов. В презентации творческого домашнего задания учитель предстал в образе персонажа из культового фильма «Белое солнце пустыни» рядового Пурбухи (Петрухи). Равных в артистизме ему просто не было. «Открытый микрофон» позволил педагогу выразить свою точку зрения на наболевшие проблемы в преподавании бурятского языка, сохранении народной культуры, традиций. На этом же конкурсе Эдуард Аркадьевич прочитал свое стихотворение «Дефицит собеседника».

Презентация педагогического проекта дала представление жюри и зрителям о каждом учителе, о его вкладе в сохранение и развитие бурятского языка в школе, селе. Проект Эдуарда Задорова «Улигеры – вершина народного творчества» заслужил высокую оценку комиссии.

Изучением героического эпоса бурят – улигеров педагог занимается много лет. В марте прошлого года в округе состоялся III областной фестиваль детского и юношеского творчества «Язык – душа народа», посвященный 75-летию образования Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа. В фестивале участвовали представители общеобразовательных учреждений всех шести районов округа. Среди сказителей народного эпоса в младшей возрастной группе победу одержал ученик Мольтинской основной школы Дмитрий Ухнаев. Его исполнение потрясло жюри своей глубиной и точностью. Мастерству исполнения народного эпоса Дмитрий обязан своему учителю.

В этом году конкурс юных сказителей «Улигершин» повторился. И снова учитель и ученик тщательно готовились к смотру. Критерии оценки участников были очень серьезными. Жюри учитывало художественный уровень представленной программы, оригинальность, сценическую культуру, наличие национального костюма, портфолио, реквизит. Большое внимание уделялось преемственности традиции исполнения улигера, сценической культуры, музыкальному сопровождению. И снова Дима Ухнаев, к радости своего учителя, стал победителем!

Среди выпускников педагога есть ребята, которые делом своей жизни выбрали бурятскую филологию. Ульяна Хойлова, Сергей Иванов, Лиза Хамаева занимали различные места в окружных филологических конкурсах. Все они – гордость учителя.

Когда дети вырастают и выходят во взрослую жизнь, учитель следит, как сложилась их дальнейшая судьба, какой путь они выбрали. Другие ребята приходят им на смену, и все начинается сначала…

Справка


Долгосрочная целевая региональная программа по сохранению и развитию бурятского языка разработана на 2013–2016 годы. Бурятский язык изучается сегодня в 48 дошкольных образовательных учреждениях УОБО, в 66 школах, а также преподается в учреждениях среднего профессионального образования – в Боханском педагогическом и Усть-Ордынском медицинском колледжах. Также родной язык изучается в Боханском филиале Бурятского государственного университета.