Юрий Ширяев: Чем больше сортов, тем меньше риска остаться без картошки

Если пшеница в этом году народилась на славу, то второй хлеб – картофель – не оправдал надежд крестьянского мира. Неудача постигла даже главного его производителя в области – ЗАО «Иркутские семена», всегда славящегося своей урожайностью. Вместо привычных 250 центнеров с гектара собрали лишь по 125. Хотя, как уверяет гендиректор Юрий Ширяев, вся, давно уже взятая на вооружение голландская технология, была безукоризненно выдержана.

– И удобрений не пожалели, и сорнякам ходу не дали, поля стояли чистенькие, и против болезней обработали, никакая фитофтора носу не сунет… Ну, думали, завалим область картофелем. А не вышло. Как начало с середины июля жарить солнце, так до середины августа и не прекращало. Дождей практически не было. Так, кое-где побрызгает, в лучшем случае смочит землю на пару сантиметров, а копнешь поглубже – сухо. Минеральные удобрения просто не растворились, так и остались лежать в земле.

– А в прежние годы такая аномальная погода случалась?

– Хомутовская метеостанция, которой уже сто лет с гаком, ни разу не отмечала, чтобы в самую пору интенсивного налива картофеля не было осадков. А без них какой рост? Клубней в гнезде вроде бы много – 12–15, а они за месяц засухи практически в росте-то не подались, как были с куриное яйцо, так и остались.

– Почему на пшенице засуха не сказалась? Усольчане вон по 30 центнеров с гектара снимают.

– И мы по столько же намолотили. Вся штука в том, что у пшеницы фаза кущения, то есть закладка колоса и вторичной корневой системы, происходит раньше, в июне. И ей влаги хватило. Июльская засуха ей была уже не так страшна.

– Может, стоило подождать и начать убору позже, когда картофель более-менее нальется?

– Мы и так ждали сколько могли. Обычно начинаем копать с первых чисел августа. Один раз, помню, выгнали комбайны в поле в конце июля. Урожайность в это время еще невелика, 80–90 центнеров, зато на ранний картофель цены высокие – 35–40 рублей. Частники-то, конечно, и вдвое берут, но мы своими ценами все же усмиряем их аппетит. А нынче начали уборку в самом конце августа. Больше тянуть было невозможно. У нас под картофелем 560 гектаров, площадь немалая, ее за неделю или две убрать невозможно, даже располагая семью надежными немецкими картофелеуборочными агрегатами. А грянут ранние заморозки, даже небольшие, прихватят клубни, и все – их на длительное хранение уже не положишь. Потекут. Так что промедление весьма опасно.

– Сколько в этом году вы заложили картофеля в хранилища?

– Где-то в пределах 6,5 тыс. тонн.

– А сколько в прежние, урожайные годы?

– Обычно по 7–7,5 тыс.

– Странно: урожайность вдвое ниже, а заложили почти столько же?

– Ничего странного. Во-первых, в прежние годы, как я уже говорил, мы ранний картофель, а это примерно 1100–1200 тонн, продавали прямо с колес еще в августе. А нынче, ожидая налива, весь рынок отдали китайцам. Во-вторых, мы ежегодно по полторы-две тысячи тонн поставляли за пределы области: Москва, Хабаровск, Астрахань… Сегодня я всем отказываю: самим нужно.

– Дефицит картофеля, а засуха сказалась не только на ваших полях, но и участках частников, сказался и на ценах. В иных местах, где раньше мешок стоил 500–600 рублей, сейчас просят уже по полторы тысячи. А какую цену вы держите?

– Разную. Больницам и детсадам отпускаем по 8–10 рублей за килограмм, магазинам – по 20 рублей. Но магазины сейчас мало берут, предпочитают китайский картофель. Китайцам хранить его негде, и они его по дешевке – 10–12 рублей – быстренько распродают. И эта китайская экспансия будет продолжаться примерно до середины октября. О качестве их картофеля я говорить не буду. Поливают они его какой-то дрянью, ускоряющей рост, точный состав которой даже наши лаборатории не могут определить.

– Есть опасения, что к весне картофель резко подорожает. Называют цифры в 40 и даже 50 рублей за килограмм.

– Весенний подъем цен естественен, но не думаю, что он достигнет 40 рублей. В прошлом году мы осенью продавали по 12 рублей, а весной – по 18, учитывая плату за тепло, электроэнергию и прочие накладные расходы. Нынче, конечно, цена возрастет. Может, до 22–23 рублей, но не более. Учтите, это наша цена, а сколько торговая сеть накрутит, я не знаю. Ее нужно просто контролировать, укрощать аппетиты. Они ведь и сейчас продают килограмм по 30 рублей, покупая у китайцев за червонец.

– Какие сорта картофеля культивируются в вашем хозяйстве?

– Мы много сортов берем на испытания. В этом году впервые засадили 18 гектаров новым для нас сортом – Зекура. По одному году трудно судить, да еще такому аномальному, как нынешний, но сорт перспективный. Будем и дальше испытывать. Больше всего идут у нас Розара и Скарлетт, точнее Рэд Скарлетт – красная Скарлетт. Весьма урожайные. При благоприятных условиях 250 центнеров с гектара – это как минимум. А когда убираешь последние гектары, когда она уже налилась во всю силу, то, бывало, и под 400 центнеров накапывали. А в будущем году попробуем посадить Андретту.

– Мне кажется, вы уже работали с ней?

– Действительно, пробовали. Отказались из-за того, что хранится плохо. Первые три репродукции лежат нормально, а последующие – гниют. Но сорт очень востребованный, грех отказываться. Знаете, из разряда пюрейных сортов. Это мы – картошка да картошка. А вообще-то у каждого сорта свое предназначение. Один – для супа, другой – для салата, а третий, как Андретта, – для пюре. Ее ведь в суп бросишь, она мигом разваривается.

– Неужели от нынешней засухи все сорта одинаково пострадали, и не нашлось такого, который бы без особого ущерба проскочил сквозь нее?

– Нашелся такой «ловкач». Соседи наши из Хомутово, ЗАО «Борки», посадили картофель сорта Сарма и он дал по 200 с лишним центнеров с гектара. Непонятно, где и как сумел отыскать влагу в сухой земле.

– Судя по названию, наш местный сорт?

– Да, выведен и районирован нашей сельхозакадемией.

– А вы его не пробовали возделывать?

– Пробовать-то пробовали, но у него есть существенный изъян – он не технологичный. У других сортов клубни одной кучкой сидят, а у этого – расползаются во все стороны. Много подрезается, теряется. Вот для частников, дачников это хороший сорт.

– То есть вы им советуете, как не держать деньги в одной валюте, так не держаться за один сорт?

– Обязательно иметь набор сортов. Моя мать хоть и старенькая уже была, когда я привозил новый сорт, непременно брала у меня несколько картофелин на развод. У нее половина огорода была засажена сортами белой картошки, а половина – красной. И всегда она была с урожаем. Одно не уродится, так другое выручит.