Силуэты центральных Саян
Посвятил 365-летию Нижнеудинска художник Сергей Русин
13 октября Нижнеудинск отметит 365-летие. В преддверии юбилея в городе проводится немало интересных мероприятий: конкурс фотографий, турнир среди пенсионеров по русским шашкам и шахматам, выставки работ народно-прикладного творчества, спартакиады учителей и школьников, викторины, посвященные историческим событиям… Одним из наиболее ярких событий, посвященных юбилею родного города, стала выставка нижнеудинского художника и путешественника Сергея Русина «Силуэты центральных Саян. Тофалария».
Она привлекает внимание любителей живописи своей неповторимой индивидуальностью. Ведь художнику удалось перенести на полотно не только внешний облик своих героев, но и их внутренний мир, и образ жизни.
«Бурган», «Айса», «Тынгута», «Унге», «Карагой»… Более двадцати портретных работ объединил вернисаж Сергея Русина, ставший своеобразным творческим отчетом экспедиции автора в эту удивительную горную страну. Средства на поездку, состоявшуюся с апреля по сентябрь нынешнего года, Сергей Николаевич получил, выиграв грант Русского географического общества при поддержке губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко. Позади несколько месяцев напряженного труда, путешествий по древним тропам охотников и оленеводов, встреч с интересными людьми.
– Это далеко не первая моя экспедиция в необыкновенный край, – признается Сергей Русин. – Тофалария занимает особое место в моей творческой жизни. Эта удивительная страна поражает глубиной. Сколько бы я ни работал, сколько бы ни писал, постоянно нахожу что-то новое. Я не все могу выразить средствами живописи, поэтому стараюсь дополнять свои работы стихами и рассказами.
Все полотна художника написаны на одном дыхании. В картинах он искренен, натурален и благороден. Это философские размышления о жизни и времени, незабываемая летопись удивительного народа. С полотен смотрят портреты современников – одухотворенные лица людей, живущих в полной гармонии с природой. Раздвигая творческие рамки, живописец изображает лиричных, веселых, задумчивых, озорных – таких настоящих жителей тайги и гор.
– Рассматривая полотна, на которых со скрупулезной точностью выписаны мельчайшие детали национальных костюмов, выразительные жесты, мимика лиц, поражаешься: как же нужно любить и понимать людей, чтобы воспеть их в этих удивительных и светлых красках! – делится своими впечатлениями начальник городского отдела культуры Елена Григоренко. – Удачно и ярко у Сергея Николаевича написаны портреты детей, выразительны и глубоки образы стариков. Все герои картин узнаются моментально!
Особый интерес публики вызывают два полотна художника – «Свет» и «Огарочек», открывающие одну из интересных и мало озвученных в произведениях искусства страниц этого маленького народа – крещение тофаларов в православную веру. Заслуженное внимание привлекает картина, изображающая роскошный букет жарков. Сергей Русин признается, что включение этого полотна среди портретов – своеобразная задумка, «удачно подчеркивающая единение людей природы – тофов и одухотворенность сибирского края».