Сезон в драме открыла криминальная комедия
Вновь на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова нестареющая классика. 164-й театральный сезон открыла постановка «Волки и овцы» по пьесе Александра Островского. И не смотря на то, что спектакль поставлен в классическом ключе, иногда именно этот прием и нужен зрителю, чтобы почувствовать современность драматургии с более чем 100-летней выдержкой.
Криминальная комедия – так определил жанр постановки художественный руководитель театра Геннадий Шапошников.
Главной интриганкой в спектакле выступает Меропья Давыдовна Мурзавецкая. Благодаря этому персонажу народная артистка России Наталья Королева пополнила свою копилку ролей еще одним ярким образом. Да еще каким! Такую лицемерную, хитрую и безжалостную женщину, этакого волка в овечьей шкуре актриса, пожалуй, еще не играла. Возможно, поэтому образ при всей его отрицательности получился в какой-то мере симпатичным. Ведь даже на эту обманщицу находится еще более ловкий интриган – Василий Иванович Беркутов в исполнении заслуженного артиста России Степана Догадина. И вся интрига Мурзавецкой с поддельными векселями, благодаря которой она хочет заставить богатую вдову Евлампию Николаевну Купавину (Виктория Инадворская) жениться на ее непутевом племяннике, заканчивается тем, что она собственными руками устраивает свадьбу помещицы и ловкого дельца Беркутова.
В постановке много гротеска. Даже горький пьяница Аполлон Викторович Мурзавецкий, племянник старушки-злодейки, в исполнении Александра Братенкова, получился очень комичным. И отъявленный плут Вукол Наумович Чугунов – заслуженный артист России Александр Булдаков – не лишен очарования, несмотря на горб.
Еще больше художник по костюмам Оксана Готовская «испортила» фигуру Михаилу Борисовичу Лыняеву (заслуженный артист РФ Игорь Чирве), соседу Купавиной, превратив его в нескладного толстяка, который, в буквальном смысле, может сидеть только на двух стульях. И вся операция по «окольцовыванию» этого убежденного холостяка бедной девицей Глафирой Алексеевной (Евгения Гайдукова) вызывает бурю смеха.
Роль Клавдия Горецкого – умельца, изготовившего фальшивые векселя – очень задорно исполнил артист Александр Дулов, который, к сожалению, в последнее время редко играет в новых постановках. Хороши в спектакле и эпизодические роли, например Анфусы Тихоновны в исполнении Татьяны Кулаковой и дворецкого Павла Савельича – Анатолия Лацвиева.
В целом спектакль смотрится на одном дыхании, ведь творческому коллективу удалось передать и тонкий юмор и ненавязчивую мораль, которая свойственна драматургии Александра Островского. И, возможно, мысль о том, что на каждого волка найдется зверь пострашнее, убережет кого-то от необдуманных поступков.