Права инвалидов объявлены, но не полностью соблюдены
Считает уполномоченный по правам человека в Иркутской области
К выходу в свет второй части специального доклада уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина «О соблюдении прав и свобод людей с ограниченными возможностями в Иркутской области» (первая часть вышла в 2012 году) была приурочена встреча с журналистами, посвященная этой теме.
Помимо Валерия Лукина в ней приняли участие председатель Иркутского регионального отделения Всероссийского общества глухих Оксана Барбина, зампредседателя Иркутского отделения Всероссийского общества слепых Евгений Широков и председатель Благотворительного фонда помощи инвалидам имени преподобного Ильи Киево-Печерского Муромца Сергей Макеев.
Как известно, отметил Валерий Лукин, Россия еще в 2008 году присоединилась к Конвенции ООН по правам инвалидов. Потребовалось четыре года обсуждений, урегулирования правовых норм, чтобы ее, наконец, ратифицировать в мае 2012 года и «тем самым взять на себя серьезные обязательства по соблюдению прав и свобод граждан с ограниченными возможностями».
К сожалению, не всегда и не всеми государственными органами эти обязательства достойно исполняются, считает уполномоченный по правам человека.
– Нас часто упрекают: вы только говорите о недостатках, а о достижениях ни слова. Но задача уполномоченного как раз и состоит в том, чтобы обратить внимание органов государственной власти и местного самоуправления на нерешенные проблемы. Доклад основан на поступающих ко мне жалобах инвалидов. Тех самых инвалидов, число которых из года в год растет. Если еще в 2009 году их насчитывалось в Иркутской области 216 тыс., то сегодня уже 238 тыс. человек. Фактически это каждый десятый житель региона.
Большое количество жалоб касается медико-социальной экспертизы (МСЭ). Одни выражают несогласие с выводами экспертов, снижающих группу или вообще отказывающих в инвалидности. Другие жалуются на многочисленные бюрократические препоны, возникающие при прохождении медико-социальной экспертизы.
– Как это ни странно звучит, но бюро экспертизы, призванные обслуживать немощных, потерявших здоровье людей, должным образом не оборудовано. А существование до последнего времени двух бюро экспертизы в Иркутске и Усть-Ордынском Бурятском округе вообще мало понятно. Округ и область давно объединились, а бюро экспертизы продолжали жить порознь. Инвалиду из Кутулика приходилось ехать через Иркутск в Усть-Орду. Пришлось «нажать на все кнопки», чтобы ликвидировать «двоевластие».
Коснулся Лукин и создания безбарьерной среды. Принятая специальная программа «Доступная среда для инвалидов», по его мнению, не только недостаточно финансируется, но и исполняется «спустя рукава, формально».
– Чиновники бодро рапортуют: столько-то построено пандусов для инвалидов-колясочников. А попробовали бы они сами въехать на инвалидном кресле по пандусу, имеющему уклон в 45 градусов, хотя по строительным нормам уклон не должен превышать 10 градусов. Программа направлена в основном на доступность областных учреждений, а у нас, между прочим, инвалиды проживают по всей области. Но из 42 муниципальных образований второго уровня только у восьми имеются свои программы по созданию безбарьерной среды. Что говорить о районах, когда такой программы нет даже в Иркутске.
В федеральной программе «Доступная среда для инвалидов» один из главных показателей, характеризующий эффективность ее исполнения, – это доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности. В областной программе этот показатель отсутствует.
– Не зря его, я думаю, исключили. Сами инвалиды пока не очень высоко оценивают ее результаты. Особенно в части доступности для инвалидов-колясочников общественного транспорта.
Согласно закону о правах инвалидов, каждому выписывается индивидуальная программа реабилитации. Этим должны заниматься порядка семи организаций, но между ними, отметил уполномоченный, нет координации. И некому определить эффективность этой программы.
До сих пор в области нет ни одного центра реабилитации инвалидов-колясочников, в то время как они уже давно созданы в других регионах. В том же, например, Новосибирске, существует три подобных центра.
– Бездействие совершенно непонятное, если учесть, что в нашей области 22 тыс. человек лишены возможности самостоятельно передвигаться. Инвалиды-колясочники провели митинг у здания областной администрации и проехали по городским улицам, тогда власть стала активно заниматься этим вопросом, заявив, что с 14 января 2014 года на базе курорта «Ангара» начнет действовать отделение реабилитации. Казалось бы, дело стронулось с мертвой точки. Курорт «Ангара» – прекрасная лечебная база, располагающая нужными специалистами. Выделено два помещения. Одно для проживания, другое – для проведения реабилитационных занятий. Дело за малым: расширить дверные проемы для проезда колясок, сделать пандусы, приобрести специальное оборудование. На все это требовалось 10 млн рублей. Вроде бы не так уж и много. Но этих денег в казне не оказалось. Сейчас вопрос открытия в январе реабилитационного центра под большим вопросом…
Валерий Лукин коснулся еще одной острой проблемы – трудоустройства инвалидов. Ежегодно в службу занятости обращается 5 тыс. человек. Из них трудоустраивается примерно 38%.
– Здесь и временные рабочие места, и постоянные. А нам нужны постоянные, чтобы человек почувствовал твердую опору под ногами. Хорошо, что федеральное законодательство пересмотрело норму квотирования для инвалидов. Если раньше 3% рабочих мест отводилось для инвалидов только на предприятиях, имеющих численность 100 человек и выше, то сейчас планка понижена до 35 человек. Это разумно. Крупных предприятий с высокой численностью у нас немного, особенно в отдаленных районах. Пусть к трудоустройству инвалидов подключается малый и средний бизнес. Сейчас нам нужно как можно быстрее внести новые нормы в областное законодательство, чтобы они заработали в ближайшее время.
Сергей Макеев дал высокую оценку докладу уполномоченного, оценив его как «серьезный, аналитический труд».
– В нем представлена реальная жизнь инвалидов. Мы готовы подписаться под каждым словом. Таких докладов раньше не было. Хорошо бы, чтобы каждый чиновник с ним ознакомился.
Будучи сам инвалидом-колясочником, он рассказал о всех перипетиях борьбы за реабилитационный центр для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
– Место для центра было выбрано удачно: курорт «Ангара» обладает доступностью и хорошей лечебной базой. Но соглашение, заключенное между нашим фондом и министерством социального развития, опеки и попечительства, не исполняется. Ни одного совещания, которые должны были проходить раз в две недели, не проведено. Сейчас идут разговоры о передаче под реабилитационный центр профилактория ИркАЗа «Металлург», но в него требуется больше вложений, чем в «Ангару».
По мнению Сергея Макеева, нужен областной закон по защите прав инвалидов, решающий в комплексе все вопросы: и доступность, и реабилитацию, и образование взрослых инвалидов…
– Хочется доброе слово сказать о работниках прокуратуры. Они в большинстве случаев на нашей стороне. Помогли выиграть в этом году 130 исков по санаторно-курортному лечению.
Как рассказал Евгений Широков, Иркутское региональное отделение Всероссийского общества слепых определило для себя три главных направления: образование, спорт и занятость.
– С образованием нам проще: есть своя школа в Иркутске. Есть и два предприятия, которые мы пытаемся сохранить, хотя это делать с каждым годом все труднее и труднее. Раньше был четкий заказ от социальных учреждений области, и мы были полностью загружены работой. А потом нас понемногу отодвинули. Мы не требуем денег, мы просим лишь внимания к нам. Должна быть внятная идеология власти по отношению к инвалидам. Доклад уполномоченного по правам человека – это шаг в данном направлении. Будем надеяться, что он приблизит нас к цели.