28.10.2013 07:15
Рубрики
Культура
Теги
28.10.2013 07:15

Людмила Разумовская: Я всегда воспринимала служение театру как жертву

Автор пьес «Дорогая Елена Сергеевна», «Домой», «Ваша сестра и пленница» Людмила Разумовская недавно посетила Иркутск. Ее встречу с читателями организовал Культурный центр Александра Вампилова, поскольку, по мнению его директора Галины Солуяновой, «в доме драматурга должны выступать драматурги».

Помимо самого Центра Людмила Разумовская выступила в Иркутском театральном училище, на филологическом факультете ИГУ и на малой родине Александра Вампилова в поселке Кутулик. Встречи вызвали большой интерес. Многих, кто впервые видел эту миловидную женщину с мягким голосом и приятными манерами, удивляло, как она может быть автором таких жестких пьес?

– Как случилось, что вы начали писать пьесы?

– Не хочется говорить громких слов, но моя жизнь складывалась по воле судьбы. Я родилась с неизвестно откуда взявшейся любовью к театру. Мои родители – далекие от творческой сферы люди: отчим был офицером Красной армии, как и мама, в Великую Отечественную воевал с фашистами. Мы часто переезжали с места на место, поэтому в детстве я не ходила в театр, но сколько себя помню, начиная с трехлетнего возраста, мечтала стать артисткой. И чем старше становилась, тем моя тяга к театру делалась все сильнее. Причем я никогда не связывала это со славой, а всегда воспринимала служение театру как жертву.

Но очевидно, что у Бога были на меня другие планы, я не прошла конкурс на актерский факультет Ленинградского театрального института и с горя поступила на театроведческий. Однако после его окончания не очень себя представляла в этой роли, тем более что работы по моей специальности не было, и я попробовала писать пьесы. Первую – «Семья», в театр им. Ленинского комсомола отнесла моя приятельница. Сама же я была настолько стеснительна, что подруге пришлось еще и звонить в театр, чтобы узнать результат. Там ей сказали: «Ну, где же этот автор? Ведите его скорее сюда! Мы хотим ставить эту пьесу!». Для меня такая реакция была приятным сюрпризом. Но, к сожалению, цензура не разрешила постановку, потому что она не была жизнеутверждающей. Но сам факт, что меня поддержали, оказался определяющим.

Потом меня направили на Высшие театральные курсы в Москву. Закончив их, я в Министерстве культуры подписала договор, согласно которому написала пьесу «Дорогая Елена Сергеевна».

– То есть «Дорогая Елена Сергеевна» – заказная пьеса?

– Заявка была на несколько иной сюжет – о «трудных подростках». И тут возникла проблема, потому что ничего по этой теме я не знала, и вообще она меня не интересовала. Но в один прекрасный августовский день сюжет «Дорогой Елены Сергеевны» просто возник в моей голове. Я очень быстро написал пьесу и сдала ее в Министерство культуры, где от нее пришли в ужас. Однако примерно в это же время я побывала в Таллине, и там тоже оставила пьесу для постановки. Через несколько месяцев мне позвонили и пригласили на премьеру в молодежный театр. Это был мой драматургический дебют. Потом был спектакль в Ленкоме, который проходил очень сложно, но, как всегда, помог случай. Спектакль посмотрел драматург Виктор Розов и написал по нему блестящую рецензию в «Литературную газету», которую читала вся страна. Поэтому спектакль разрешили показывать, но с обсуждением. В то же время ее поставили еще в 20 театрах.

– А потом снова запретили?

– Да, из-за письма одной учительницы, которая была возмущена сюжетом, пьесу снова запретили в 1983 году. Все мои пьесы вплоть до 1990-х годов очень трудно доходили до зрителя, а потом стали едва ли не самыми репертуарными в России и за рубежом.

– Ваши пьесы очень жесткие, нет ли у вас желания, немного отдохнуть от правды жизни и написать что-нибудь легкое?

– Я считаю, что человек должен знать как можно больше о времени, в котором живет, и стараться разобраться в самом себе. Да, конечно, это трудно, нередко это увеличивает скорбь, но я не сторонник убеждения, что человек рожден для счастья, как птица для полета.

– О чем сейчас нужно говорить, на ваш взгляд?

– Я написала последнюю пьесу в 2004 году и с тех пор мои пути с театром разошлись. Неожиданно для себя я стала писать прозу и создала большой роман «Русский остаток». Он посвящен России, а именно – жизни нашего народа на протяжении XX века. И все катастрофическое, что с нами произошло, начиная от революции и заканчивая современной жизнью, я постаралась там обозначить. Для меня сегодня самая главная тема – судьба России, ее предназначение, ее будущее.

– Над чем вы сейчас работаете?

– Я пишу вторую большую книгу, которая тематически связана с предыдущим романом. Она охватывает период от японской войны 1905 года и после гражданской войны, а может быть, и чуть позже. В нем меня больше всего волнует духовное состояние русского общества, которое привело к такой катастрофе, как Октябрьская революция.