28.10.2013 07:15

Причины детских «самоволок»

Обсудили на круглом столе

В Иркутске растет число детей, самовольно покинувших семьи и специализированные детские учреждения. По данным городского УМВД, за девять месяцев текущего года поступило 719 заявлений о розыске сбежавших несовершеннолетних. В прошлом году было на 58 случаев меньше. Сотрудниками полиции найдено 684 ребенка. По состоянию на 22 октября, 35 детей все еще находятся в розыске.

Вопреки расхожему мнению, дети бегут не только из неблагополучных семей. Бывает, что они уходят и от любящих, заботливых родителей. Но особенно часто дети убегают из детдомов и интернатов. Неутешительную статистику привел заместитель начальника УМВД России по Иркутску, начальник полиции, полковник Андрей Жбанов. По его словам, в Иркутске работают 15 воспитательных специализированных учреждений и семь детских стационарных медучреждений. Они-то и дают высокий процент побегов детей.

– Уходы детей из семьи и детских учреждений создают благоприятные условия для совершения в их отношении преступных посягательств. Зачастую и сами сбежавшие становятся участниками правонарушений, – отметил Андрей Жбанов.

В этом году воспитанниками детдомов и интернатов совершено 27 преступлений (в 2012 году – 12). При этом, как сказал начальник полиции, руководство учреждений заявляет о побегах несвоевременно, рассуждая, что, мол, набегается и вернется.

Наибольшее количество преступлений совершено воспитанниками санаторного детского дома № 5, что, по мнению правоохранителей, явилось следствием слабого контроля со стороны педколлектива и администрации учреждения. Директор детдома Любовь Пожидаева дважды привлекалась к административной ответственности, но проблемы с побегами остались.

Дети бегут из семей и детдомов из-за социальной запущенности, констатировала старший инспектор отдела по делам несовершеннолетних (ОДН) городского УМВД, капитан полиции Елена Бычинская:

– 80% подростков страдают психоневрологическими заболеваниями, имеют такие диагнозы, как шизофрения, умственная отсталость, синдром бродяжничества. Спецучреждения, где проживают такие дети, не являются закрытыми. Дети убегают во время прогулок, транспортировки в больницу и так далее.

Администрации воспитательных учреждений недостаточно внимания уделяют проблеме побегов, заключила эксперт. За девять месяцев текущего года к административной ответственности были привлечены 16 руководителей. Текучесть кадров, недостаток специалистов приводят к повторным случаям уходов. Так, из 464 несовершеннолетних, заявленных в розыск из госучреждений, 70% воспитанников в течение года сбегали снова.

Елена Бычинская отметила плохую организацию досуга подростков во внеурочное время. Кружки и факультативы неинтересны детям, склонным к бродяжничеству. Чтобы ходить в секции бокса, борьбы или на хоккей, нужна экипировка, форма, которую детям, оставшимся без попечения родителей, или детям из бедных семей просто негде взять.

Как правило, из семей и учреждений в основном бегут подростки от 12 до 15 лет (среди разыскиваемых таких более половины).

В этом возрасте ребенок может «сломаться» от любой проблемы – конфликта со взрослыми и сверстниками, несчастной любви. Другие несовершеннолетние объясняют свои уходы нежеланием подчиняться режиму образовательного учреждения, тоской по родителям, жаждой приключений.

Установить, где подросток находится во время побега, сложно, у него нет привязки к какому-нибудь адресу, часто сбежавшие покидают пределы Иркутска. По фактам самовольных уходов на учет в ОДН городского УМВД поставлены 118 несовершеннолетних и 27 неблагополучных семей.

Начальник отдела воспитания, дополнительного образования и защиты прав несовершеннолетних городского департамента образования Ольга Чернова рассказала, что в школах города проводится мониторинг посещаемости занятия. Если в течение трех часов ребенок не пришел в школу, администрация обязана сообщить родителям. Если ребенка нет в школе больше трех суток – сообщение должно поступить в полицию.

Тема самовольных уходов несовершеннолетних стоит на жестком контроле областных властей, сообщила уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова. Омбудсмен отметила, что в регионе ежегодно сбегают 1,5 тыс. подростков, и половину статистики дает Иркутск:

– Есть учреждения, откуда дети не уходят. Например, городской детдом № 2 благополучен в этом отношении. Ребенок бежит оттуда, где ему плохо. Поэтому к администрации детдома № 5 у нас серьезные вопросы.

Светлана Семенова также призвала подходить к судьбе каждого ребенка индивидуально. Многие дети не хотят жить в казенных домах, бегут к родителям, лишенным прав. При таких самоволках порой случаются трагедии, когда дети гибнут или калечатся.

По мнению силовиков, необходимо принять меры по оснащению всех детских учреждений системами видеонаблюдения, как это было сделано в специальном детском доме иркутского микрорайона Юбилейный. Кроме того, нужно усилить проверку режима воспитанников, живущих в учреждениях с круглосуточным пребыванием.