Публичные слушания бюджета cостоялись в Заксобрании
В Законодательном Собрании состоялись публичные слушания проекта бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов, организованные комитетом по бюджету ЗС под председательством Натальи Дикусаровой. В нем приняли участие депутаты ЗС, члены областного правительства, представители муниципальных образований и общественных организаций.
В представленном областным министерством экономического развития прогнозном плане социально-экономического развития на предстоящее трехлетие отмечается, что последние два года Иркутская область демонстрировала уверенный рост экономических показателей и инвестиционных вложений. В первую очередь, за счет увеличения добычи углеводородов, золота и железной руды.
Но у экспортно-ориентированной экономики есть один существенный недостаток – она напрямую зависит от колебания цен на мировом рынке. Нынешнее падение цен на золото, алюминий и товарную целлюлозу приведет к тому, что из доходной части областного бюджета выпадет значительная часть поступлений от налога на прибыль.
Как объяснила министр финансов области Наталия Бояринова, «проседанию» бюджета способствовал и ряд других причин. Суммарная добыча нефти одним из главных поставщиков налога на прибыль ОАО «Верхнечонскнефтегаз» достигнет в будущем году 25 млн тонн, и в силу этого оно лишается нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых. Это автоматически сокращает в 2014 году на 3,4 млрд рублей отчисления в областной бюджет от налога на прибыль, а в 2015 году – на 1,4 млрд рублей.
Кроме того, согласно федеральному закону со следующего года на плечи областного бюджета возлагаются расходы по финансированию дошкольных образовательных учреждений. Чтобы компенсировать эти затраты, правительство РФ разрешило передать 10% НДФЛ от муниципальных образований в областную казну. Сознавая скудость местных бюджетов, по предложению губернатора в Иркутской области пошли навстречу муниципалитетам, изъяв лишь 7,5%, оставив 2,5% территориям. Им же с будущего года передается 10% акцизов на нефтепродукты для формирования дорожных фондов.
По прогнозам область должна была к 2015 году стать бездотационным регионом.
– К сожалению, – констатировала министр финансов, – сокращение доходов и рост расходных полномочий, в первую очередь, реализация майских указов президента, не позволяют выйти из числа дотационных территорий.
В проекте федерального бюджета на 2014–2016 годы для Иркутской области предусмотрено более 5 млрд рублей дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Также предусмотрена частичная компенсация на выполнение указа президента по повышению зарплаты бюджетникам в размере 2,2 млрд рублей.
Главное отличие бюджета-2014 от его предшественников – он стал программным. На смену прежним 34 долговременным целевым программам, на финансирование которых уходила примерно треть бюджета, пришло 17 государственных программ, охватывающих все сферы жизнедеятельности и практически полностью поглощающих бюджетные средства (99%). В числе приоритетных направлений: повышение на 2 млрд рублей заработной платы бюджетникам, создание сети новых дошкольных учреждений, ликвидация аварийного жилищного фонда.
Бюджет продолжает быть социально ориентированным. Расходы на исполнение законов по социальной поддержке заложены в полном объеме. Кроме ныне действующих законов, с будущего года, как рассказала Наталия Бояринова, вступают в силу три новых. Начнутся ежемесячные денежные выплаты гражданам, получившим статус «дети войны». На эти цели будет ежегодно тратиться почти 100 млн рублей. Еще 195 млн рублей будет выплачено семьям, имеющим трех и более детей. А семьи, усыновившие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получат по 100 тыс. единовременного пособия, что будет обходиться областной казне примерно в 12 млн рублей ежегодно.
Еще одна финансовая нагрузка на областной бюджет – переход с 2016 года всех лечебных заведений РФ на одноканальное финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования. Это потребовало увеличения страховых взносов на неработающее население. Если в 2012 году областью перечислялось 4,2 млрд рублей, то к 2015 году эта сумма возрастет до 15,3 млрд рублей.
Доходы бюджета на 2014 год запланированы в размере 95, 9 млрд рублей, расходы – 106,2 млрд рублей, дефицит – 10,4 млрд рублей.
В 2015 год доходы должны возрасти до 98,2 млрд рублей, расходы составить 111,5 млрд рублей, а дефицит соответственно – 13,3 млрд рублей. Прогнозы на 2016 год следующие: доходы – 106,8 млрд рублей, расходы – 120, 3 млрд рублей, дефицит – 13,5 млрд рублей.
Для покрытия дефицита планируется привлечение кредитов коммерческих организаций, а также возвращение к прежней практике выпуска областных долговых обязательств (ОДО).
Обсуждение бюджета-2014, начавшееся на публичных слушаниях, продолжилось на заседании комитета по бюджету ЗС, начавшееся через полтора часа после окончания слушания. По мнению депутатов, представленный правительством законопроект предлагает пройти нелегкий в финансовом отношении 2014 год с наименьшими потерями. Они рекомендовали сессии ЗС, которая состоится послезавтра принять его в первом чтении.
На том же заседании были внесены поправки в бюджет текущего года. Как сообщила министр финансов Наталия Бояринова, прогноз по поступлению налога на прибыль не оправдался. Вместо ожидаемых 40,2 млрд рублей поступит лишь 27,3 млрд рублей. В общей сложности доходы бюджета сокращаются на 8,2 млрд рублей и составят 89,4 млрд рублей. Расходы же остаются на прежнем уровне – более 112 млрд рублей. Для покрытия дефицита будут использованы остатки на бюджетных счетах в объеме 18 млрд рублей, средства резервного фонда, а также банковский кредиты.