15.11.2013 07:30
Теги
15.11.2013 07:30

Право на новую жизнь

Школу в Верхней Ирети ремонтировали всем селом

В селе Верхняя Иреть Черемховского района благодаря стараниям районного руководства возобновила работу основная школа.

Это сейчас в стенах Верхнеиретской школы вновь проводятся уроки. Из теплых классов доносятся объяснения учителей, на переменах звучит звонкий детский смех, а в светлых уютных рекреациях – множество цветов… Еще пару месяцев назад здесь среди развалин гулял только злой осенний ветер да скакали по осиротевшим партам любопытные птицы, залетавшие в пустые оконные проемы.

Школу решением суда, предписанным чиновниками Роспотребнадзора, закрыли в начале лета. Стоит отметить, что основание для закрытия было справедливым: из-за разрушенного фундамента в здании перекосились полы, промерзающие стены и продувающие окна не могли обеспечить необходимое тепло, а старая электропроводка грозила пожаром. Ветхую деревянную школу 1961 года постройки ни разу капитально не ремонтировали. Так бы и разрушился очаг образования совсем, если бы на его защиту не встали учителя, ученики и их родители, во что бы то ни стало решившие сохранить в селе Верхняя Иреть собственную школу. Инициативу общественности поддержали районные власти, изыскав в тощем муниципальном бюджете необходимые для ремонта средства.

Право на новую жизнь сельская школа обрела в конце октября. На выделенный районом 1 млн рублей здесь полностью перекрыли полы, реконструировали электроснабжение, утеплили столовую, вставили в пищеблоке стеклопакеты и смонтировали систему водоснабжения. Сделали удивительно много на такую, прямо сказать, небольшую по современным меркам сумму.

– Ничего удивительного, – говорит директор школы Леонид Завозин. – За деньги мы только покупали материал, а красили, белили, ремонтировали сами. Большую помощь школе оказали и местные предприниматели. Черемховский лесхоз, например, помог нам с половой рейкой, а «Форест-Байкал» привез машину бруса для утепления стен.

Участие в ремонте принимали все жители деревни от мала до велика. Взрослые, забросив домашние дела, с раннего утра спешили в школу. После обеда, вернувшись с уроков из соседнего села Голуметь, к ним присоединялись ребятишки.

– Все понимали: не будет школы – конец селу, – объясняет единодушие односельчан директор. – Люди разъедутся. В школе 23 рабочих места. Если ее закроют, кто их на работу возьмет? В деревне около 400 жителей. Живут личным подсобным хозяйством, никакого производства нет. Работает почта, клуб, библиотека, но «градообразующим», как это принято сегодня говорить, является школа.

И у самой деревни, и у школы богатая история. Деревня Верхняя Иреть была основана 475 лет назад и своим названием обязана реке Ирети. С ее бассейна начинается лиственничная тайга Присаянья. Название реки происходит от эвенкийского «ирэкте» – лиственница. В советское время в Верхней Ирети находилось отделение Голуметского колхоза – самое успешное и зажиточное в коллективном хозяйстве. Были откормочные площадки для скота, несколько ферм. На бескрайних полях выращивали пшеницу, ячмень и озимую рожь. Строилась Полежаевская ГЭС, укрупнялся колхоз, в связи с освоением целинных и залежных земель происходил большой приток населения. Для малышей был даже отстроен каменный детский сад.

Годом становления учебного заведения считается 1951-й, когда на базе начальной школы был открыт пятый класс. На 1 сентября 1958 года в школе обучалось 173 ученика. Катастрофически не хватало места. Старое здание с четырьмя классными комнатами не вмещало всех детей, ученикам приходилось заниматься даже в коридорах. На отчетно-выборном колхозном собрании в декабре 1958 года жители села постановили строить новую школу методом народной стройки. Строили новое здание два года на самом видном месте – в центре села.

Сегодня в школе обучается 45 детей не только из деревни Верхняя Иреть, но и соседних Полежаево, Мандагай, Елоты и Заречье. Их всех в течение почти двух месяцев, пока ремонтировалась школа, возили за 12 км в соседнее село Голуметь.

– Сначала ребятишки радовались, – вспоминает Леонид Завозин. – Все-таки приключение, путешествие, а потом приуныли. Вставать приходилось на час раньше – автобус уходил в семь часов утра. По нашей дороге 12 км можно ехать целый час! Начались пропуски. Мы с преподавателями сравнили посещаемость. Выяснилось: когда ребята ездили в Голуметь – сплошные прогулы, а у нас – 100% посещаемость! Привыкли они к своей школе, к родным стенам, своим учителям…

Учителя здесь действительно свои. Пятеро из 11 педагогов – бывшие выпускники Верхнеиретской школы. Коллектив удивительно дружный и творческий. В школе создана организация старшеклассников «Ритм», проводятся театральные вечера, спортивные праздники, творческие встречи, ведется большая краеведческая работа. Стараниями педагогов и учащихся создан уникальный музей, среди экспонатов которого немало по-настоящему ценных раритетов – например, ткацкий станок начала XIX века.

В текущем учебном году музей закрыт по объективным причинам.

– Ремонт мы, к сожалению, смогли сделать только в одном крыле, – объясняет, вздыхая, директор. – А музей, кабинет химии, два класса начальной школы и спортивный зал размещаются во втором. Денег на его реконструкцию у нас уже не хватило. Боимся, что следующий учебный год у нас опять начнется с предписания о закрытии. Занимаемся-то мы пока в две смены, да к тому же, окна в классных комнатах тоже требуют замены…

Войти в областную программу и получить средства по линии министерства образования Иркутской области у Верхнеиретской школы не получается. На составление проектно-сметной документации и получение экспертизы требуются деньги, причем немалые.

– А еще год назад вышло постановление правительства о том, что школы в деревянном исполнении капитальному ремонту не подлежат. Экономичнее построить новую, каменную, – поясняет Леонид Завозин. – Конечно, может, это и правильно, но в нашем районе практически все сельские школы деревянные. Как же нам-то быть? Если ждать нового строительства, пройдет немало времени.

В этом году в Верхнеиретской школе только два первоклассника. На следующий год, как уверяют педагоги, их будет уже семеро. В деревне более сорока детей дошкольного возраста. Уезжать, пока работает школа, никто не собирается. Это значит, что и у школы, и у деревни, есть перспектива, и, притом, общая.