Дело жизни
Известный писатель Максим Горький говорил об утрате зрения так: «Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение; это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».
Герой статьи – Андреян Ананьевич Иринцеев из деревни Кутанка Осинского района – по роковой случайности в 40 лет потерял зрение, но, несмотря на беду, он не сломался духом, нашел полезное занятие, которое помогает ему жить.
Андреян Ананьевич начал изготовлять незаменимую для холодной сибирской зимы обувь – валенки. Во время встречи я наблюдал, как легко он ориентируется у себя в мастерской, показывая изделия, открывал секреты древнего ремесла.
Будучи зрячим, Андреян Иринцеев был одним из передовиков производства родного совхоза «Бильчирский». Работал водителем, трактористом и дояром. Опережая по надоям молока многих своих коллег, входил в клуб трехтысячников.
Зрение мужчина потерял в 2003 году в результате производственной травмы. В центре реабилитации слепых и слабовидящих города Бийска приспосабливался к новой жизни.
– Там учат писать, читать, ходить с тростью, – рассказывает Андреян Ананьевич. – Можно также получить новую профессию. Я выбрал пимокатное дело и занялся «катанием» валенок.
Вернувшись после обучения домой, начал искать чесальную машину для кустарного производства. Дело это оказалось непростое и небыстрое, за механизмом пришлось ехать аж в Кемерово. На помощь пришли сын и зять.
– Дома ее установили, и теперь катаю помаленьку. На машине я не работаю – опасно, там зрячий должен быть, а в остальном сам. Кое-какой доход есть, да и делом занят, – улыбаясь, говорит Андреян Ананьевич.
Технология при изготовлении войлока выглядит так: перебранная, раздерганная шерсть отправляется в «шерстобитку» или, вернее, в чесальную машину. Полученные «куделины» мастер раскладывает ровным слоем на верстаке. Кстати, все оборудование для мастерской Иринцеев сделал сам. Даже табуреты, стол и скамейка – дело его рук.
На верстаке, исходя из размера, он вырезает заготовки. Толщину слоя проверяет на ощупь, где будет расположена пятка или подошва – там шерсть поплотнее. После стирки и отжима материал надевается на «котлярок» – специальный брусок, с помощью которого устанавливается размер, отбивается и вытягивается носочек… Шерсть мастер берет в частных подворьях, после стрижки овец. Главное условие – она не должна быть длинной. При наличии хорошей шерсти Андреян Ананьевич может изготовить в день одну пару валенок. Правда, спрос на них, по признанию самого мастера, небольшой: товар сезонный, да и служит его обувка долго.