В школах Приангарья внедряют инклюзивное образование

К маю следующего года 300 школ Приангарья будут работать в режиме инклюзивного образования. Сейчас таких школ в регионе 224. Об этом сообщила заместитель министра образования Иркутской области Елена Осипова в ходе рабочей поездки в Шелехов, который несколько лет назад стал одной из первых пилотных площадок по внедрению инклюзивного образования в Приангарье.

В городской школе № 1 обычный учебный день. В актовом зале учащиеся начальных классов занимаются ритмикой. Большинство из них имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Однако они занимаются вместе со здоровыми детьми. Всего в школе 928 детей, из них 26 – с ограниченными возможностями.

Директор Марина Воробьева поясняет, что уже третий год в общеобразовательном учреждении в пилотном режиме внедряются технологии обучения детей-инвалидов. Такие ученики есть почти в каждой параллели. Они вместе со здоровыми детьми пользуются ноутбуками, цифровыми микроскопами и интерактивными досками.

– У нас ученики с ДЦП принимают участие в общешкольных мероприятиях. К нам приходят дети, которые по диагнозам не обучаемы. Но если посмотреть на их занятия ритмикой, трудно понять, что эти дети особые. Главное, чтобы им было комфортно, и они развивались именно в этой среде. У нас есть один ребенок-инвалид по зрению, один – по слуху. Есть дети-инвалиды по соматическим заболеваниям и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ежегодно мы отмечаем прирост детей-инвалидов, и готовы работать дальше, – сказала Марина Воробьева.  

Введение инклюзивного образования сегодня является приоритетным направлением в России. Особенно актуальным оно стало после вступления в силу нового закона «Об образовании в РФ». По словам замминистра Елены Осиповой, в рамках программы «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения» на 2013–2015 годы» в этом году на закупку оборудования и проведение ремонтов в школах для обеспечения доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграцию в образовательную среду выделено 10 млн рублей. В следующем году из бюджета Приангарья будет выделено 6 млн рублей, через год – 8 млн. Кроме того, ожидается поступление федеральных средств, отметила Елена Осипова.

Школа в Шелехове также является базой, где педагоги со всей области осваивают специальные методики и технологии для обучения детей-инвалидов. Замминистра отмечает, что есть еще ряд проблем, которые необходимо решить. Это оснащение зданий пандусами, создание нормативной базы.

Сегодня в школах Приангарья обучается почти 9,4 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. Еще 86 детей-инвалидов ходят в детские сады в разных территориях. Один из них также расположен в Шелехове. Дошкольное образовательное учреждение «Колосок» является обычным детским садом. Однако сюда ходят дети с речевыми нарушениями разной степени. Для них организованы три группы компенсирующей направленности и логопункт. Особые дети не изолированы от детей с нормальным речевым развитием – общаются во время дополнительных занятий, на праздниках, совместных мероприятиях и во время прогулок. Группы компенсирующей направленности посещают 48 человек – это дети с общим недоразвитием речи, осложненным диагнозами. В логопункте занимаются 45 детей с фонетическим и другими дефектами легкой степени. Сюда также могут приходить те, кто не посещает сад, но нуждается в специальной коррекционной помощи.

Четыре года в Шелехове работает клуб «Содружество». Здесь детей-инвалидов с разными диагнозами обучают квиллингу – искусству бумагокручения. Кроме того, здесь с ними занимаются пластилинографикой и другими видами творчества. Это помогает развивать моторику рук, трудовые и бытовые навыки. Всего здесь организовано четыре группы по семь человек.

Семилетний Никита Решетнев ходит сюда уже четыре года. Его мама Оксана Решетнева рассказывает, что мальчику очень нравится заниматься творчеством, свои поделки он дарит друзьям.

– Раньше Никита даже не мог держать специальную палочку для квиллинга, теперь уже получается. Из-за нарушения двигательного аппарата мы не можем ходить на кружки, которые необходимы для детей в этом возрасте. Здесь же мы получаем не только развитие, но и общение, – говорит Оксана Решетнева.

На занятия в клуб Никита ходит два раза в неделю. Мальчик также осваивает общеобразовательную программу – занимается с учителем на дому и посещает школу.

Клуб «Содружество» намерен развиваться и дальше. Администрация города выделила помещение в центральной библиотеке, где организованы рабочие места для выпускников клуба, которые изготавливают в технике квиллинга различные поделки для продажи.