20.11.2013 07:30
Рубрики
Культура
20.11.2013 07:30

Золото и сталь Байкала

Полюбоваться суровой красотой Байкала по маршруту КБЖД теперь можно не покидая Иркутска. В галерее современного искусства «Дом художника» открылась выставка Владимира и Дмитрия Осиповых, посвященная «золотой пряжке» Транссиба. Ведь именно так называли Кругобайкальскую железную дорогу, соединившую восточную и западную ветки Великого Сибирского пути.

– Тема Кругобайкальской железной дороги для художников Владимира и Дмитрия Осиповых – не проходная, ведь они живут и работают в Листвянке, – считает директор галереи «Дом художника» Надежда Куклина. – Живописца Владимира Осипова многие знают именно как певца этих мест. Его байкальские пейзажи запоминаются своеобразным колоритом, где гладь озера наполнена разнообразными оттенками серебристого, стального, серого и белого. Сын Дмитрий работает совсем в другом жанре – городской скульптуры, и мастерит из металлолома. В частности эти – на выставке, созданы из сырья, собранного на Кругобайкалке.   

В первом зале галереи, где представлены крупноформатные работы Владимира Осипова, зрители сразу же погружаются в атмосферу «сурового» Байкала. Их словно окружают со всех сторон свинцовые воды священного озера, а сами панорамные картины, вывешенные практически на одном уровне, даже немного напоминают иллюминаторы воображаемого корабля.

– В центре экспозиции полотно «Золотой эшелон» – словосочетание, которое у жителей Прибайкалья прочно ассоциируется с золотом Колчака, – отметила Надежда Куклина. – Этот мифический поезд и изображен на картине, залитой лучами уходящего солнца. Есть на выставке работы, посвященные современному состоянию Кругобайкалки, и реплики, связанные с его историей. Например, два изображения ледокола «Байкал» в водах священного озера, срисованные со старой открытки. И полотно, изображающее Порт Байкал в 1904 году, на котором рельсы уходят прямо в воду. Именно с помощью такого причала составы заезжали на легендарный ледокол и перевозились через озеро. Кроме того, мы видим здесь картину с маяком в Порту Байкал.  

Внутри пространства, окруженного холодными водами Байкал, словно живут обычной человеческой жизнью добрые и забавные скульптуры Дмитрия Осипова. Созданные буквально из всякого хлама – газовых баллонов, котелков и даже обломков рельс, они настолько милы выразительным и пронизанным добрым юмором, что хочется улыбнуться.   

– Скульптуры также соответствуют заявленной железнодорожной тематике, – пояснила Надежда Куклина. – Здесь мы видим веселого кочегара, который подвозит уголь к топке паровоза, сцену в станционном ресторане и даже чеховского бородатого «Злоумышленника». Помните персонажа из рассказа писателя, который крадет с железной дороги болты и гайки? А ведь время создания этого произведения примерно соотносится со строительством Кругобайкалки. Кстати, кроме обычного хлама в экспозиции были задействованы и настоящие раритеты. Например, на столике ресторана стоит старинный поднос РЖД, в скульптуре «Семафор» использованы стеклянные плафоны от настоящего железнодорожного семафора, а в композиции «Виноватый стрелочник» – настоящие демидовские рельсы, которые были найдены на Кругобайкалке.

Во втором зале помимо больших полотен Владимира Осипова с пейзажами Култука, Листвянки, Порта Байкал можно увидеть небольшие этюдные работы. Логическую точку в экспозиции ставит почти иконографический образ Байкала. В центре сложносочиненного полотна – исток Ангары с шаман-камнем, а вокруг него, как эпизоды жития святого, – Байкал во все времена года и в разных состояниях.

– Я пишу Байкал 30 лет, и для меня это не просто место с красивой природой, – признался Владимир Осипов. – Я вижу его круглый год и могу сказать, что таким голубым, как на открытках, он бывает совсем недолго. В основном он сед, суров и непостижим. Поэтому, создавая эту иконографическую работу, мне хотелось донести до зрителей мысль, что Байкал – это святыня, к которой мы должны относиться соответственно.

Увидеть произведения Владимира и Дмитрия Осипова можно будет до 30 ноября.