20.11.2013 07:30
Рубрики
Общество
Теги
20.11.2013 07:30

Местное самоуправление

Линия жизни Александра Кузнецова

У Кузнецова основополагающий принцип: человека судят не по словам, а по делам. А делать он привык основательно, как надо, а может быть, даже лучше.

Полагаю, и вам будет полезно послушать Степаныча, как любовно кличут Александра Степановича Кузнецова, главу Ушаковского муниципального образования, люди его команды.

Как я попал во власть

Я сам-то не местный, но живу в Пивоварихе уже второй десяток лет и как бы прикипел к этому поселку. В 2007 году мой давний друг Сергей Сайфулин был избран главой нашего поселения. И не потому он выставил свою кандидатуру на выборы, что был больно охоч до власти, а как признавался мне: надоело смотреть на все это разгильдяйство – дороги разбиты, кругом мусор, грязь, в Доме культуры полы сгнили, того и гляди провалишься… Одним словом, мерзость запустения.

Иди ко мне в замы, предложил он, будем вместе наводить порядок. Ты, говорит, много лет проработал в комсомоле, умеешь ладить с людьми, знаешь делопроизводство. А как пойдешь – у меня свой бизнес, и бизнес неплохой, прибыльный, как его кинешь? А с другой стороны, нет сил смотреть на убогость нашего жития-бытия.

Собрались мы с женой на семейный совет. Таня, говорю, отпусти на полгодика, помогу Сергею. Ну, она согласилась, взвалила все заботы, а я сюда. И растянулись мои полгодика на 6 лет. Пять лет проработал я замом, а год назад был избран главой нашего муниципального образования. Сергей больше не стал выставлять свою кандидатуру, а был избран депутатом в нашу думу. Он, между прочим, больше всех голосов получил. И неудивительно, люди знают ему цену.

Депутат должен быть ершистый

Мне, как заму, пришлось курировать наш депутатский корпус. Честно скажу, не инициативная группа, а собрание молчальников. Пришли, посидели и разошлись. Я сам зачастую составлял вопросы и вкладывал в рот депутатам, чтобы создать хоть какую-то видимость обсуждения.

Нет, думаю, так дело не пойдет. По моим представлениям, на заседаниях думы должен быть шум до потолка, а не тишь и гладь. Люди должны спорить, отстаивать свою точку зрения, вносить дельные предложения. К тому времени, когда подошел срок выборов в новую думу, я уже хорошо познакомился с населением и выделил для себя тех, кто пользуется в народе авторитетом, известен своей принципиальностью и порядочностью.

К сожалению, такие люди, как правило, не любят высовываться и гнаться за депутатским мандатом. Одного из них, Александра Алексеевича Леонтьева, пришлось буквально уламывать баллотироваться в депутаты. Он из породы максималистов: как записано, так должно быть и исполнено. Без всяких киваний на обстоятельства. Въедливый, дотошный. Он молчать не будет. И за чужие спины не будет прятаться.

Подобрали мы, таким образом, нужные кандидатуры и стали за них агитировать. И, надо сказать, небезуспешно. Две трети из них были избраны в думу, с которой мне нынче приятно работать. Там подобрались не только принципиальные, но и умные люди. Комиссию по бюджету, например, возглавляет доктор экономических наук Игорь Степанович Кородюк, комиссию по регламенту и депутатской этике бывший участковый инспектор Владимир Николаевич Даниленко, а комиссию по градостроительству мой старый товарищ Сергей Усманович Сайфулин.

Под сводами хоккейного корта

Начинали мы вроде бы с мелочи – с централизованного вывоза мусора со всех территорий, входящих в наше муниципальное образование. Потом взялись за устройство тротуаров. Выходишь со двора, особенно в распутицу – и по колено в грязи. Ну, кому это приятно. Разработали мы целую программу, которую назвали «Чистые ноги». Где можно, положили асфальт, а где – деревянные тротуары.

От малых дел перешли к более крупным. У нас как зима, так и стар, и млад хватается за хоккейную клюшку. Это еще с 70-х годов повелось, бывший директор совхоза Александр Иванович Гринвальд был большим поклонником хоккея. При нем совхозная команда хоккеистов гремела на всю область.

Ну, мы, конечно, эту линию тоже продолжили, построили четыре хоккейных коробки. Но в мороз, да еще с ветерком, в коробке особо не поиграешь. Да и день зимний короткий. Задумали мы с Сергеем четыре года назад соорудить крытый корт. Обратились за помощью в областное министерство по физкультуре и спорту: включите нас в областную программу по развитию спорта. А нам говорят: шутите, это обойдется миллионов в 40, таких денег у нас нет.

А зачем, думаем, нам такое дорогущее сооружение. Отыскали в интернете проект каркасного корта стоимостью всего в 11 миллионов рублей. И с ним опять в министерство. С помощью депутатов Законодательного Собрания уломали. Восемь миллионов нам выделили из областного бюджета и три мы вложили своих. И за два месяца построили прекрасный крытый корт, на котором и взрослые играют, и дети.

Но хоккей – игра сезонная, лето пришло – корт на замок. А почему бы не сделать его универсальным, чтобы зимой хоккей, а летом на роликах кататься? Но кататься – нужен асфальт. Дело недешевое, в том месте грунт зыбкий, нужно его убирать и гравийную подушку отсыпать. Тут как раз подоспела областная программа «Народные инициативы». По ней нам целых два миллиона рублей дали. Когда решался вопрос, как их использовать, уговорил депутатов довести на эти деньги корт до ума. Все сделали в лучшем виде: и грунт поменяли, и асфальт по теплу успели положить. Теперь корт будет и зимой, и летом в работе.

Возрожденный пруд

Еще со времен войны в Пивоварихе сохранился пруд, который соорудили пленные японцы. Предназначался он для птицефабрики по разведению пекинской утки. Со временем пруд пришел в упадок, зловоние от него на всю округу. А ведь еще лет десять назад местные пацаны в нем купались.

Вот и замыслили мы с Сергеем вернуть на его берега купальщиков, сделать местом отдыха для всего поселка. Спустили воду и обнаружили на дне горы мусора. Его окрестные жители вывозили зимой на лед, а весной он благополучно тонул. Как говорится, и концы в воду.

Прикинули мы: самим не управиться. Развернули агитпроп среди населения, в первую очередь среди местных бизнесменов: патриоты вы или не патриоты? Оказалось – патриоты. Пригнали они пару бульдозеров, экскаватор… Самосвалов двести, а то и больше всякой дряни вывезли. А мы организовали людей, очистили берега, вырубили лишний кустарник, отсыпали песочком пляж. Чтобы и зимой роща не пустовала, проложили 700 метров освещенной лыжни.

Мы, надо заметить, на спорт и культуру денег не жалеем. Каждый год выделяем примерно треть нашего бюджета. Свой Дом культуры привели в порядок и о клубах в селах, входящих в наше муниципальное образование, не забываем.

Когда я пришел в администрацию, клуб в Горячих Ключах был похож на конюшню: пол провалился, печка покосилась, двери сбиты из досок, холод адский. А теперь, после ремонта, любо-дорого посмотреть: окна пластиковые, пол выстлан линолеумом, двери современные, тепло, светло.

Ну, естественно, и народ потянулся в этот, как говорится, очаг культуры. Запел народ, да еще как запел, появился свой вокальный ансамбль с солистами всех возрастов. А к нему вдобавок хореографический коллектив. Когда они приезжают к нам на праздники, то наших, пивоваринских, за пояс затыкают.

Они вообще молодцы. Еще несколько лет назад приезжаешь в Горячие Ключи и видишь заборы покосившиеся, дома какие-то серые, дорога в ямах. Учредили мы конкурс на лучшую усадьбу. Призы хорошие назначили: телевизоры, микроволновки. В Пивоварихе приходится за уши тащить на конкурс, а в Горячих Ключах загорелись этим. Прошло три года – и поселок не узнать. Заборчики, палисаднички, цветочки, домики покрашены – все красиво, приятно. Наверное, от того, что они ближе друг к другу, в них крепкий уличный дух живет.

Народная дружина наводит порядок

У нас, как по всей стране, тоже гастарбайтеры появились. И стали вести себя нагло, к девчонкам приставать. К каждой по полицейскому не приставишь. Подумали мы сообща и решили возродить старую испытанную систему – народную дружину. Вытащили из интернета положение о дружинах, утвердили на думе. Сами понимаете, все должно быть в рамках закона, чтобы комар носа не подточил. Мы же как маленькое государство, живущее по законам, а не по понятиям.

Народ в дружину подобрался крепкий, три бывших работника милиции, да и остальные девять человек не робкого десятка. Прошлись они пару раз по поселку, и все – тишина. Постоянные рейды они не проводят, но если надо – мигом соберутся. Как Тимур и его команда.

Между прочим, они нам еще одну проблему помогли решить. Здесь же вокруг нас сплошные садоводства и дачные кооперативы. И повадились дачники от мусора избавляться по дороге домой, весь лес захламили.

Мы уж экскаватором все съезды в лес перекопали, и надписи, грозящие штрафом, кругом наставили – не помогает. Выделили мы тогда дружинникам старенькую легковушку и отрядили в караул. За пару месяцев они не меньше 100 машин завернули. Показывают корочки, а мы им, между прочим, мощные удостоверения дружинников заказали: в чем дело, товарищи, почему нарушаем? А для тех, кто ерепенится, у нас есть прямая связь с телевидением, сейчас мигом прилетит оператор, ославит на всю область. А кому хочется попадать в историю?

Слух сразу пошел: ушаковские-то, мол, звереют. Один мужичок, вываливший в лесу целый самосвал мусора и словленный дружинниками, не только свое добро вывез на свалку, но и еще пять машин чужого.

Деревенские старосты

В Ушаковское муниципальное образование входит 13 населенных пунктов. И расположены они не близко: до Горячих Ключей – 38 километров, почти столько же до Бурдаковки, до Патрон – 25 километров. А мелких проблем море. Каждый раз ездить – не наездишься. Самый лучший выход – иметь на местах старост, которые в гуще народа и в курсе всех дел.

Сказано – сделано. Пошли мы по своему обычному пути: разработали положение, провели через думу. После чего собрали сельские сходы и на них выбрали старост в пяти поселениях: в деревнях Бурдаковка, Новолисиха и Добролет, и двух поселках: Патроны и Горячий Ключ. Кандидатуры заранее не готовили, так, прикинули, кого бы лучше, но не навязывали. И почти угадали.

Договорились, что будем платить им по три тысячи в месяц. И вот уже второй год не имеем возможности это делать. Прокуратура завернула: нет такой должности в штатном расписании. Зато в штатном расписании администрации нашего муниципального образования числится 17 должностей. А мы давно уже обходимся 15-ю, считая, что этого числа достаточно для исполнения административных функций. Почему бы сэкономленные деньги не пустить на зарплату старост?

Я считаю, что институт старост – весьма нужный и перспективный, особенно в отдаленных деревнях. Мне как-то пожаловался мэр одного района: у него есть муниципальное образование, насчитывающее всего 700 человек, меньше, чем у нас в Горячих Ключах. А там приходится держать целый штат служащих, который вполне может заменить один староста. Если взять и провести в области новое административное деление, с учетом более широко введения института старост, это сэкономит немалые деньги.

Закон о местном самоуправлении не должен быть мертвой догмой, его надо совершенствовать. Поэтому все свои надежды я возлагаю на депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.