Укрепляя социальный блок, бюджет способствует развитию инвестиций
Главный финансовый документ Иркутской области будет сегодня рассмотрен во втором чтении на сессии Законодательного Собрания региона. Бюджет спланирован на ближайшие три года и на 99% сформирован по программному принципу.
Несмотря на непростую ситуацию в мировой экономике, в казне Приангарья не только сохранены, но и увеличены суммы на выполнение всех социальных обязательств. Более того, в ней нашлись средства на совершенствование региональной экономики. Следует отметить, что, несмотря на некоторое снижение налоговых поступлений от предприятий, бюджет области урезать не планируется. Напротив, он даже может быть увеличен. В частности, в следующем году предполагается построить больше социальных объектов, чем в нынешнем. Что касается наполнения доходной части, то имеется инструментарий для диалога с предприятиями – это соглашения.
Новые подходы к экономике
Сегодня параметры главного финансового документа на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов выглядят так: доходы 2014 года запланированы в объеме 95,9 млрд рублей, расходы – 106,2 млрд рублей; на 2015 год – доходы 98,2 млрд рублей, расходы – 111,5 млрд; на 2016 год – доходы 106,8 млрд рублей, расходы – 120,3 млрд.
Расходная часть состоит из 17 областных государственных программ. Все социальные расходы сохранены. Есть средства на реализацию проекта «Народные инициативы», субсидии на заработную плату работников культуры, премии муниципальным образованиям за эффективность управления финансами и т.д.
Кроме того, предусмотрены дополнительные средства на реализацию трех новых региональных законов, которыми предусмотрены выплаты гражданам со статусом «дети войны», семьям в связи с рождением третьего и последующих детей, а также приемным родителям. Плюс ко всему с 2014 года на уровень субъекта переходят полномочия по финансовому обеспечению дошкольного образования, и необходимое финансирование заложено в проекте закона. На дошкольное образование в следующем году будет выделено 7,4 млрд рублей – на 7% больше, чем в 2013 году. Как подчеркнула министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, все средства бюджета привязаны к целевым показателям результативности, а также показателям объема и качества бюджетных услуг. Всего на выполнение государственных программ на трехлетний период закладывается 327,4 млрд рублей. В критерии расходной части бюджета заложены приоритеты, сформулированные в майских указах президента РФ. Так, на ежегодное повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы дополнительно закладывается 4,7 млрд рублей, обеспечение детей-сирот жильем – около 1,5 млрд рублей.
Председатель Законодательного Собрания региона Людмила Берлина подчеркнула, что экономическая обстановка сегодня непростая по России в целом, но Иркутская область – один из немногих субъектов РФ, где в 2014 году наращиваются расходы на социальные нужды.
– Развитие соцблока напрямую влияет на привлечение инвестиций. Наличие детских садов, физкультурно-оздоровительных комплексов, дорог, всего, что называется одним емким словом «инфраструктура» – способствует не только социальному, но и экономическому развитию, – отметила глава регионального парламента.
Важно, что в бюджете также остаются средства на развитие инвестиционного фонда, поддержку среднего и малого бизнеса. Главный финансовый документ региона не может формироваться по принципу латания дыр, он определяет формирование всей инфраструктуры. На решение социальных вопросов выделяются серьезные деньги, но при этом необходимо создавать благоприятные условия для привлечения инвесторов, предоставлять им различные льготы и преференции, ведь от эффективности работы бизнеса зависит уровень заработной платы и денежных доходов людей. Таким образом, решается одна из главных задач – по повышению уровня и качества жизни населения.
Известно, что в бюджет развития входят ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность как в производственную, так и в непроизводственную сферы, а также расходы по восстановлению окружающей среды. Расходная часть бюджета может содержать дотации, трансферты и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня, а также дотации и субвенции предприятиям и иным юридическим лицам.
В главном финансовом документе Иркутской области все это предусмотрено. Регулируя условия для развития бизнеса и обеспечивая функционирования госсектора экономики, регион поддерживает экономическое развитие.
Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков подчеркнул, что задача кабинета министров – формирование экономического потенциала, который позволит постоянно наращивать валовый региональный продукт.
– Несмотря на общемировые негативные тенденции в экономике, валовый региональный продукт Иркутской области в 2012 году вырос на 8,4%. В 2013 году рост ВРП составит 7%, в 2014-м – 8,6%, в 2015-м – 8, 7%. Также, по прогнозам, вырастут реальные доходы населения – в 2014 году на 3,4%, в 2015-м – на 3,8%, в 2016-м – на 3,6%. В этих показателях и заложены резервы развития, – отметил он.
Комментируя вопрос наполнения регионального бюджета в перспективе, министр экономического развития Иркутской области Руслан Ким подчеркнул, что в Приангарье имеются предпосылки для создания больших промышленных кластеров, реализации крупных проектов.
– Новая индустриализация не должна быть такой, как в советское время. Необходимо использовать другие подходы к формированию экономики. Просто строительство завода не даст нужного результата. Вокруг крупных предприятий должны быть организованы производства, использующие инновационные технологии, занимающиеся переработкой сырья, выпуском готовой продукции. При этом необходимо использовать инфраструктуру, которая есть, и создавать новую с привлечением федеральных средств. Мы над этим работаем, – отметил Руслан Ким.
Возможности для увеличения доходов есть
Эксперты считают, что немалое преимущество бюджету принесло трехлетнее планирование. Оно позволяет равномерно распределять расходы в течение всего периода, ставить долгосрочные цели, заключать перспективные контракты на поставку оборудования, проведение строительных и ремонтных работ в бюджетных учреждениях.
Наталья Дикусарова, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству областного парламента, отметила, что благодаря программному формированию бюджет стал более открытым и прозрачным. Вместо 80 ведомственных и целевых программ будет действовать 17, и каждая решает задачи, ориентированные на эффективные показатели результативности.
В рамках рассмотрения бюджета в первом чтении областных парламентариев обеспокоила ситуация с налоговыми доходами. Руководитель управления Федеральной налоговой службы РФ по Иркутской области Константин Зайцев пояснил, что уменьшение налога на прибыль в размере 4, 5 млрд рублей по итогам 10 месяцев имеет место, но по отношению к прошлому году по общим поступлениям рост составляет 87 млн. Недостающая разница перекрывается налогами на доходы физических лиц (за 10 месяцев нынешнего года по сравнению с предыдущим периодом собрано на 2,3 млрд рублей больше), на имущество (больше на 1,4 млрд рублей), то же самое с налогами на землю, транспорт и т.д.
– Мы видим снижение только по налогу на прибыль, по остальным видам платежей идет уверенный и стабильный рост, – заявил Константин Зайцев.
Глава ФНС по региону отметил, что нужно ориентироваться на различные налоговые источники. В частности, в следующем году начнется активная борьба с фирмами-однодневками. Ведется работа по увеличению поступлений в областной бюджет за счет легализации «серых» зарплат; по регистрации крупных финансово-промышленных групп, ведущих свою деятельность на территории Иркутской области, но уплачивающих налоги в других регионах.
В процессе первого чтения депутаты Заксобрания высказали опасения по поводу роста государственного долга Иркутской области. Как отметила Наталия Бояринова, он связан с покрытием дефицита, который прогнозируется до 2016 года. Но если ситуация с доходным потенциалом будет меняться, необходимость в привлечении такого объема заемных средств отпадет.
Борис Алексеев, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС региона, привел статистику: по состоянию на 1 января 2014 года объем госдолга по отношению к собственным доходам в Красноярском крае составит 52,5%, в Новосибирской области – 30%, в Томской области – 66,5%, в Кемеровской области – свыше 80%, в среднем по России 51%, а в Иркутской области – 11,2%.
В целом, несмотря на дефицит принимаемого бюджета, правительству удалось не только обеспечить его сбалансированность, но и заложить основы для движения вперед. Главный финансовый документ Приангарья в полной мере можно назвать как социальным, так как и инвестиционным.
Комментарии
Виктор Толоконский, полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе:
– Иркутская область в части бюджета выглядит лучше других регионов Сибири. И дефицит казны небольшой, и размер госдолга совершенно необременительный для казны. В большинстве регионов и дефицит, и госдолг заметно выше. Конечно, здесь играет роль целый ряд факторов, не зависящих от субъектов РФ. Наблюдается общее снижение темпов роста экономики. Но есть и внутренние факторы – инерция в политике бюджетных расходов. Это произошло потому, что мы длительное время работали в условиях быстрого роста доходов. В бытность моего губернаторства доходы бюджета в год росли на 10–15%. При этом формировалась практика наращивания расходов, смело принимались новые социальные и инвестиционные программы. Сейчас, когда доходы не растут, многим регионам не удается быстро перестроиться. Выход из положения – федеральная поддержка и повышение качества бюджетной политики. Я бы советовал всем субъектам СФО принять меры, направленные на повышение доходов и перейти в режим экономии. Также необходимо повышать качество управления финансами. В Иркутской области это получается неплохо, и я всегда ставлю Приангарье в пример другим территориям.
Вадим Семенов, председатель Ассоциации мэров Иркутской области, мэр города Черемхово:
– Ассоциация муниципальных образований внимательно и долго изучала бюджет, вела переговоры с правительством, с Законодательным Собранием, и в итоге было принято решение поддержать разработанный документ. Теперь мы будем все вместе продолжать работу над бюджетом. Главная задача – увеличивать доходную часть казны. В целом я бы не драматизировал складывающуюся сегодня в экономике ситуацию. Зная о возможных рисках, можно вовремя принять необходимые меры. Мы перешли на программный метод формирования бюджета, и в этом есть много положительного.
Нина Суворова, председатель Иркутской областной общественной организации «Российский Союз сельских женщин»:
– Направленность бюджета региона носит социальный характер. Я внимательно изучала главный финансовый документ области, искала, заложено ли в нем все необходимое для выполнения указов президента. Увидела, что все указы действительно нашли отражение в бюджете, и у меня сразу стало меньше вопросов. Также при чтении документа я обращала внимание на уровень господдержки агропромышленного комплекса. Денег, как говорится, много не бывает, всегда хочется большего, но сейчас главное – поднять экономику, и тогда появятся дополнительные средства, которые можно будет направить на развитие, в том числе, сельского хозяйства.