«Тартюф» на новый лад на сцене драмтеатра
Вечную классику в стихах поставил на четвертой (учебной) сцене вместе со студентами Щукинского курса при Иркутском академическом драмтеатре им. Н.П. Охлопкова главный режиссер Геннадий Шапошников. И несмотря на то, что пьеса Жана Батиста Мольера «Тартюф» была написана в 1664 году, а сам образ мнимого святоши еще древнее, сегодня он актуален как никогда.
Почти дворцовая атмосфера в красно-золотых тонах с зеркалами и канделябрами, созданная художником Александром Плинтом и карикатурно-кукольные образы героев с париками всех цветов радуги и напудренными лицами, которые воплотила художник по костюмам Оксана Готовская, сразу же погружают зрителей в атмосферу времени и напоминают о традициях комедии дель арте.
Сюжет пьесы строится вокруг необходимости разоблачить обманщика, втершегося в семейство Оргона. Ведь власть Тартюфа в доме угрожает счастью влюбленных. Тартюф в исполнении студента Глеба Ворошилова получился этаким ласковым негодяем. В простом черном сюртуке и черной шапочке, облегающей голову, он иногда напоминает змею, которая легко вывернется из любой ситуации, даже если ее застигнут врасплох.
На сцене вместе со студентами играют и профессионалы. Так, роль почтенного Оргона в одном из составов исполнил артист Алексей Орлов, а его матушку, госпожу Пернель, в неузнаваемом гриме сыграла Марина Елина. В финале спектакля в роли нотариуса, подкупленного Тартюфом, выступает Артем Довгополый. Такое соседство на сцене, по мнению педагогов курса, очень полезно для молодых артистов, ведь у них есть возможность в процессе репетиций перенимать мастерство у профессионалов.
Впрочем, и сами молодые актеры достойно справляются со своими ролями. Интересные образы создают Екатерина Константинова, играя супругу Оргона Эльмиру, взявшуюся разоблачить Тартюфа; Кристина Разумова – ее падчерица Марианна, тихоня, идущая наперекор отцовской воли, ради любви; Зоя Соловьева – излишне дерзкая служанка Дорина, без тени смущения вмешивающаяся в дела господ.
Мужские образы получились в спектакле наиболее комичными. Они как будто намеренно ослаблены женственными чертами, что проявляется в костюмах и макияже. Но от этого они не менее привлекательны в своей декоративности. Возможно, это отклик режиссера на феминизацию современного общества. Например, Валер, жених Марианны, в исполнении Сергея Дубянского выглядит настоящим неврастеником, сын Оргона Дамис – Николай Стрельченко – нелепым задирой.
Счастливый финал, в котором мудрый монарх разоблачает Тартюфа в современных реалиях, выглядит неубедительно. Наверное, поэтому в спектакле плут под шумок избегает правосудия и испаряется со сцены, что, к сожалению, похоже на «правду жизни». В целом спектакль получился очень легким, смешным и зрелищным, хотя, если задуматься, это смех сквозь слезы.