Живопись и кино в судьбе Николая Опанасенко
Талантливый человек талантлив во всем. Так можно охарактеризовать жизнь и творчество известного иркутского живописца, графика, кинооператора, фотографа и сценариста, члена двух профессиональных Союзов – художников и кинематографистов Николая Опанасенко. Он ушел из жизни этим летом, ему было 78 лет. Выставка его памяти открылась на днях в галерее современного искусства «Дом художника».
– Мы решили показать Николая Опанасенко таким, каким его мало кто знал, – отметила директор галереи Надежда Куклина. – На выставке в 2011 году, посвященной 75-летию художника, были представлены в основном этюдные работы и фотографии. Сегодня в экспозицию вошли его большеформатные полотна на близкие ему темы.
Человек непростой судьбы, он лишился отца и матери в годы войны. Воспитывался в детских домах родной Тульской области. Поэтому особенно пронзительно воспринимается триптих, занимающий центральное место на выставке «Наше дело правое», посвященный его семье. На его левой части «22 июня» художник изображает себя ребенком вместе с родителями, братом и сестрой. На полотне в центре «7 Ноября» – парад на Красной площади, участники которого уходили прямо на фронт. И на правой части триптиха – «9 Мая» – парад Победы.
В 1960 году Николай Опанасенко поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии на кинооператорское отделение. В 1962-м для его потока ввели экспериментальный курс живописи, где преподавали известные московские художники – Богданов, Школин, Каманин и Мясников. В Иркутск на Восточно-Сибирскую студию кинохроники он приехал по зову сердца. Здесь начал совмещать два вида искусства. Кстати, рекомендацию для вступления в Союз художников России ему дал сам Виталий Рогаль. В экспозиции можно увидеть работы, отражающие различные периоды его биографии. Великие стройки Сибири: Братскую и Усть-Илимскую ГЭС, строительство БАМа и молодых сибирских городов, которые он снимал как оператор и писал как художник. Среди пейзажей и сюжетных картин, таких как «Северный океан», «Аэропорт на Индигирке», «Кинохроника в пути», «Весна на БАМе», – портреты его коллег – кинооператоров Петра Власова, Льва Ермолаева, Петра Петрова и Бориса Бычкова. На выставке также можно увидеть ретроспективу фильмов, которые снимал художник, и графическую раскадровку к его знаменитой ленте «Остров» об Ольхоне.
– Я писал картины прямо на съемках, – так при жизни вспоминал свою работу Николай Опанасенко. – Например, на фильм «Встретимся на БАМе» о поездке иркутских и монгольских художников по западному участку магистрали я откомандировался и в качестве художника, и оператора, и журналиста.
В малом зале представлена другая важная для художника тема, связанная с Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, где Николай Опанасенко провел все свои студенческие годы. Наверное, поэтому его огромное полотно «День в итальянском дворике», где он изобразил один из залов музея, пронизано неуловимой ностальгией. Кроме того, в экспозиции есть два портрета бывшего директора музея, искусствоведа Ирины Антоновой.
В экспозиции представлены также работы редких для автора жанров – натюрморта и обнаженной натуры. В картине «В мастерской художника» Николай Опанасенко приравнивает свою супругу ко всем историческим красавицам: Венере Милосской, Нефертити и красавице Веласкеса.
Картины Николая Опанасенко написаны в классической реалистической манере, пронизаны особым лиризмом и настроением, поэтому всегда вызывают эмоциональный отклик у зрителей. Это происходит потому, что самый главный талант, которым был щедро наделен Николай Опанасенко, это талант человеческого общения. Ведь глаза мастера светились добротой, и этот взгляд всегда будут хранить в своем сердце те, кому посчастливилось знать его при жизни.
Выставка будет работать до 14 декабря.