09.12.2013 07:15
Рубрики
Власть
Теги
#суд
09.12.2013 07:15

Оксана Недорубкова: хорош тот суд, который приводит к миру

Искать встречи с Оксаной Недорубковой, директором департамента по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области, заставил законопроект, прошедший недавно через областной парламент. Он касался изменения границ ряда участков, закрепленных за мировыми судьями. Чем вызван такой передел и как часто он происходит? С этого вопроса началась наша беседа.

– Ничего необычного в этом нет, – объяснила она. – Изменение закона, в ходе которого порой треть судебных участков из 135, имеющихся в области, меняет границы, происходит практически ежегодно. Делается это с единственной целью: включить в границы судебных участков новые улицы и микрорайоны, а также выровнять судебную нагрузку.

– А где она наибольшая?

– Не считая административного центра Иркутска – Правобережного округа, в Свердловском округе Иркутска и в Иркутском районе. Это и понятно: там наибольший прирост населения. Еще недавно чистое поле было, а сегодня новый микрорайон. Если в среднем мировой судья рассматривает в год по 2,5 тыс. дел, то там и по 5 тыс., и по шесть.

– Не проще было бы увеличить число участков?

– Это не в нашей власти. Определение общего числа судебных участков в субъекте РФ – исключительное полномочие Госдумы. Первоначально, когда в 2000 году в Иркутской области вводился институт мировых судей, было создано 117 судебных участков. В 2007 году добавили еще девять. После объединения области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, в Иркутской области действует 135 судебных участков.

– Но необходимость в их увеличении есть?

– Конечно. Как минимум не меньше двух участков. Особенно ведь велика загруженность тех судей, на чьих территориях располагаются банки и их филиалы, коллекторские конторы, перекупающие долги, операторы сотовой связи. Они буквально заваливают суды делами по взысканию задолженности у населения.

– По-видимому, количество судей определяется числом населения. Сколько должно приходиться на одного?

– По закону, на территории судебного участка должно проживать не менее 15 тыс. человек, максимум – 23 тыс. Но если в каком-то административном районе числится меньше 15 тыс., то там все равно нужно создавать участок. Как, например, в Катангском районе, где населения менее 5 тыс. человек. Его, сами понимаете, нельзя присоединить к близлежащему району. А люди, как гласит закон, должны иметь доступ к правосудию на той территории, где проживают.

– Много было желающих поехать туда править правосудие?

– Честно говоря, немного. Хотя областной закон о мировых судьях был принят в 2000 году, год ушел на отбор судей квалификационной коллегией. Все-таки дело новое, не каждого, даже имеющего юридическое образование, на него поставишь. Тем более условия: не младше 25 лет, к тому же имеющего пятилетний стаж юридической работы. Поэтому первые судьи были назначены лишь в июне 2001 года. А в Катангском районе мировой судья появился лишь в 2004 году.

– А как же население обходилось?

– Дела, которые попадают под юрисдикцию мирового судьи, рассматривал районный суд.

– Почему бы не оставить ему право по-прежнему вершить правосудие? Он, в Катангском районе, я думаю, не так уж и загружен.

– Во-первых, закон требует, чтобы дело рассматривалось тем судом, к подсудности которого оно относится. А во-вторых, районный суд выступает как апелляционная инстанция: недоволен человек решением мирового судьи – идет в райсуд. А без этого получается, что сам судишь и сам производишь проверку законности своего решения.

– Кто там сейчас работает мировым судьей?

– Светлана Васильевна Акимова. Как пришла в конце 2005 года, так бессменно и находится в этой должности. Мировой судья назначается на определенный срок. Первоначально было на пять лет, и если на второй срок, то на 10 лет. Сейчас назначение впервые на должность составляет три года, а последующие сроки – семь лет.

– А более двух раз может назначаться?

– Может, если по результатам конкурса получит рекомендацию Квалификационной коллегии судей Иркутской области, и пока не выйдет в отставку по достижении 70 лет.

– Какие дела подведомственны мировым судьям?

– Разные: гражданские, административные, уголовные. Большая часть, примерно две трети всех рассматриваемых дел, относятся к гражданским, включая небольшие имущественные споры или требования о выдаче судебного приказа от налоговых органов, кредитных организаций, операторов сотовой связи, управляющих компаний ЖКХ.

Около четверти – это дела об административных правонарушениях: в отношении водителей, управляющих транспортом в нетрезвом состоянии, или лиц, нарушающих правила противопожарной безопасности, и других. И менее 5% – это уголовные дела.

Особенность рассмотрения уголовного дела у мирового судьи – возможность прекращения дела за примирением сторон. Около половины уголовных дел частного обвинения прекращается в суде миром. Что собственно и является главной функцией мирового судьи. Они даже разгневанных супругов, подающих на развод, пытаются примирить.

– А разводами тоже занимаются мировые судьи?

– Если между супругами нет спора о разделе нажитого имущества. При его наличии бракоразводные дела передаются в райсуды.

– Раньше нужно было предоставить веские причины для развода: измена, несходство темпераментов. Это правило сохраняется и сейчас?

– Нет, достаточно одного желания. Однако в Семейном кодексе предусмотрены случаи, когда судья вправе оттянуть окончательное решение, дав супругам до трех месяцев на примирение. Также муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

– Вы сказали, что мировые судьи рассматривают и уголовные дела. Разве они уполномочены это делать?

– Когда речь идет о мелких кражах, оскорблениях, нанесении побоев и других противоправных действий, наказание за которые не превышает трех лет лишения свободы. В принципе, такого рода делами занимались мировые судьи еще 150 лет назад, когда в России в рамках судебной реформы, проведенной императором Александром II, был создан институт мировой юстиции. Пример подала Европа, где мировые суды возникли еще в XVII веке. Должность мирового судьи была выборная, как правило, занимали ее люди состоятельные, поскольку зарплата за отправление судебных дел не полагалась. Но важнее денег был почет, которым была окружена должность мирового судьи.

– Как я понял, свою историю вы выводите от императорского указа?

– Совершенно верно. От 20 ноября 1864 года, когда появился на свет указ «О наказаниях уголовных и административных, налагаемых мировым судьей». А возрождение «суда скорого и справедливого», как изначально именовался мировой судья, началось с момента принятия 17 декабря 1998 года федерального закона «О мировых судьях Российской Федерации». И как показали минувшие годы, это был верный шаг. Мировые суды подтвердили свою значимость и необходимость.