Гимн поэту и шуту
В Иркутском музыкальном театре поставили спектакль «Сирано де Бержерак»
Что такое красота, и почему ее обожествляют люди? «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» – эти слова поэта Николая Заболоцкого могли стать эпиграфом к спектаклю «Сирано де Бержерак» по мотивам пьесы Эдмона Ростана на музыку композитора Владимира Баскина. Ведь внешне некрасивый поэт Сирано де Бержерак (артист Евгений Алешин) и его безответно любимая кузина Роксана (Александра Гаращук) лишились счастья всего лишь из-за одного телесного изъяна.
Мюзикл поставили режиссер из Санкт-Петербурга Владимир Подгородинский, уже известный иркутскому зрителю по спектаклям «Скрипач на крыше», «Цезарь и Клеопатра», «Блудный сын», и молодой иркутский дирижер Михаил Тарасов. Спектакль получился зрелищным, динамичным, наполненным юмором, но не лишенным грусти.
– Для меня это романтическая история о предначертанности судьбы поэта, – пояснил Владимир Подгородинский. – Это постоянно повторяющаяся в истории неустроенность поэта и его конфликт с окружающим миром. Именно поэтому он венчается с музой, а не с Роксаной. Все поэты так живут и больше любят муз, чем земных женщин.
Прекрасная муза (заслуженная артистка Мария Стрельченко) появляется в спектакле в самом начале. Она танцует на фоне экрана с языками пламени среди артистов балета, облаченных в маски, как на Венецианском карнавале. Великолепные сольные партии балерины на протяжении всего спектакля оживляют действия, создавая в постановке некий второй план – мир творчества и поэзии. Прима появляется всякий раз, как Сирано де Бержерак создает свои стихотворные шедевры.
Сам главный герой – отчаянный храбрец и дуэлянт, не может выносить насмешек над своим огромным носом. Нужно отметить, что гримеры, конечно, всерьез поработали с лицом Евгения Алешина, но им с трудом удалось обезобразить статного и харизматичного артиста. И кажется, ничто в жизни не может смутить находчивого Сирано, кроме его кузины Роксаны, которую с драматической тонкостью удалось воплотить на сцене Александре Гаращук. Но прекрасная дама влюблена в красавчика Кристиана (артист Арсен Митичашвили), который, к сожалению, не может связать и двух слов. Поэтому Сирано предлагает стать его суфлером, и Роксана влюбляется в его прекрасные письма. В спектакле есть и динамичные драматические сцены, и красивые музыкальные номера – дуэты и трио, хореография и яркие массовые сцены.
– Композитор Владимир Баскин пошел по пути очень демократичной музыки, она мелодична, шлягерна, – отметил режиссер. – Он профессионал и владеет разными стилями, но не стал ничего усложнять, хотя партитура разножанровая – здесь и мюзикл, и опера, и рок.
Кстати, идея постановки музыкального спектакля по пьесе Эдмона Ростана родилась именно в Иркутском музыкальном театре. Бывший директор Владимир Шагин договорился с авторами, и премьеру намечали на май 2013 года. Но в связи с его неожиданной кончиной спектакль поставили в Новосибирском театре. В итоге, в России теперь есть всего два музыкальных спектакля «Сирано де Бержерак».
– В «Сирано де Бержераке» лично мне ближе образ философа и шута, – рассказал Владимир Подгородинский. – Именно это шутовство оправдывает его бунтарскую натуру и вскрывает его комплекс неполноценности – внешнее несовершенство. Этим обусловлены костюмы и декорации спектакля, обилие масок, ведь все это погружает во внутренний мир поэта. Кстати, это еще и гимн театру, творчеству, и все это я взял у Ростана.
Финал спектакля трагичен – Кристиан убит на войне, Роксана оказалась в монастыре, Сирано у последней черты. И вот раскрывается страшная правда – красавица понимает, что всю жизнь любила своего некрасивого кузена. Но его минуты уже сочтены и за порогом его ждет прекрасная муза, с которой он и уходит в финале. И зрителям только остается размышлять об истинности собственных чувств.