Трогательное искусство Ирины Андреевой
В Иркутском областном краеведческом музее наступил «Теплый день». Выставка московского художника Ирины Андреевой, которая открылась на прошлой неделе в залах музейной студии, называется так не только из-за того, что все ее экспонаты сделаны из войлока, но и потому, что они способны согреть сердца зрителей. Каждая ее объемно-пространственная композиция поможет взрослым зрителям вспомнить свое детство.
На выставке перед зрителями разворачиваются целые истории из войлока. Вот маленькая белокурая девочка проснулась в своей постельке в «Теплое утро». В другом эпизоде она залезла на комод и накрасилась маминой помадой. Потом забралась в платяной шкаф, после чего решила поиграть на фортепиано. Помогла маме слепить «Пельмени», рассказала стишок возле елки в костюме Снежинки и после насыщенного дня уселась с котом на диван перед телевизором в композиции «Теплый вечер». Благодаря тому, что композиции выполнены практически в натуральную величину, зрители могут буквально ощутить себя частью этой истории. Достоверности ей добавляют характерные детали из советского прошлого, выполненные также из войлока: старый чемодан, герань и алое в горшке, валенки, затолканные для просушки в чугунную батарею, швейная машинка, пузатый холодильник, ламповый телевизор на ножках и многое другое. Произведения выполнены с любовью и юмором, недаром многие посетители сравнивают их с черно-белым мультфильмом, а искусствоведы отмечают, что графичность войлочных скульптур, многообразие оттенков серого и черного, сближает работы со станковой графикой, офортом, литографией.
– Девочка – не главный герой этой истории, она лишь персонаж, оживляющий сюжет, который мне хотелось вспомнить, – рассказала Ирина Андреева. – Проект «Теплый день» – это благодарность родному дому и близким. Идея выставки возникла после того, как ушел из жизни мой отец. Я поняла, что детство уходит, пока родители живы, сколько бы нам ни было лет, мы чувствуем себя маленькими. Все эти эпизоды – мои ощущения детства. Например, лепка пельменей – это мамина «фишка». Мы садились и делали их не только на праздники, но и в будние дни – именно в такие моменты чувствовали себя настоящей семьей.
Фотографии на стенах показывают другие эпизоды из «жизни» произведений и процесс их создания, который занял у Ирины Андреевой более трех лет. Среди снимков есть и те, на которых запечатлены кровавые мозоли художника, ведь техника мокрого валяния – тяжелый труд. Поэтому в старину валенки делали исключительно мужчины.
– Я занимаюсь валянием более 20 лет, материал меня понимает, а я чувствую его, – пояснила Ирина Андреева. – Но мне быстро стало скучно делать отдельные предметы и захотелось рассказывать истории. Кто-то называет его трогательным искусством – ведь оно трогает сердце, и одновременно к нему можно прикоснуться руками, хотя я не разрешаю этого делать с экспонатами на выставке.
Ирина Андреева – известный художник, постоянный участник и победитель международных фестивалей и выставок авторских кукол в России и за рубежом. Ее работы находятся в музейных и частных коллекциях России, Германии, Франции, Бельгии, Великобритании, Японии, США и Канады. В Иркутск выставку пригласили сотрудники краеведческого музея – давние поклонники мастерства автора. Увидеть трогательное искусство можно до 26 января, потом экспозиция продолжит свой тур по стране.