Политические шаржи легитимны
Но только не в рекламе
На исходе года с большим общественным резонансом прошло заседание совета экспертов по рекламному законодательству при антимонопольном управлении Приангарья. Местная пресса активно отразила форум общественных «цензоров», осудивших три макета непристойной и оскорбительной рекламы.
Особенно пылким оказался отклик журналистки Валерии Крышкиной на сайте «Бабр». Юная «акула пера» ретиво встала на защиту свободы политических оценок. Судя по всему, Валерия не согласна с мнением экспертов (кстати, единодушным, что бывает на совете далеко не всегда) о недопустимом характере афиши ночного клуба «Чердак», где карикатурно обыграны образы культовых фигур коммунистической идеологии – Ленина, Сталина, Карла Маркса, Фиделя Кастро и Мао Цзедуна. «В ситуации, когда какое-то явление кажется отдельному винтику государства недопустимым с его личной, примитивно-обывательской точки зрения, – пишет автор, – этот винтик стремится возвести свое мнение в ранг закона».
Что ж, опровергать признание управления ФАС «винтиком государства» не имеет смысла. Однако чистоты понятий ради, заметим: решение выносил не государственный контрольный орган, а совет, состоящий из представителей общественности. Он для того и создан, и успешно работает вот уже три года подряд, чтобы выражать отношение общества к безудержным творческим порывам рекламистов.
Чтобы избежать субъективности чиновников, сомнительная реклама выносится сначала на суд экспертов – политологов и культурологов, ученых лингвистов, психологов, историков, а также авторитетов в сфере дизайна и изобразительных искусств. Суждения этих специалистов, отзывы представителей общественных организаций – областного женсовета, Российского детского фонда, Союза журналистов, лидеров религиозных конфессий Приангарья позволяют дать наиболее объективную характеристику тому или иному рекламному креативу.
Аргументы экспертов и результат их голосования «за» или «против» конкретного «шедевра» фиксируются протоколом. Когда большинство членов совета порицают рекламный продукт, это становится основанием для возбуждения дела о нарушении закона «О рекламе», в частности, статьи 5, которая запрещает использование непристойных или оскорбительных образов и выражений.
Оскорбительную стилистику и тон усмотрели все без исключения эксперты в афише ночного клуба «Чердак», где автор нетленного «Капитала» плясал с символической распальцовкой и ведром на голове. Такая интерпретация культового исторического образа задевает чувства многих людей старшего поколения, сформировавшихся в Советском Союзе, а также дискредитирует историю страны, прививая к ней пренебрежительное, нигилистическое отношение. Доцент кафедры рекламы и PR лингвистического университета Илья Сосновский даже квалифицировал этот плакат как образчик «черного пиара». C этой позицией категорически не согласен владелец ночного клуба Алексей Москаленко. Он намерен отстаивать принципы широты политических пристрастий и творческой свободы на рекламном поле.
Определенно провокационной и непристойной члены экспертного совета признали наружную рекламу доставки горячей лапши «Woks Box». Три вида лапши предлагают покупателю с плаката три прелестницы. В сочетании со слоганом «Попробуй всех!» девушки вызывают у потребителя аппетит явно не гастрономической природы. Представитель иркутского КУМИ Наталья Сизых поделилась, что в комитет по имуществу по поводу данных баннеров было немало звонков от горожан, которые восприняли креатив как рекламу секс-услуг. Представители рекламодателя – компании «Woks Box», два симпатичных молодых человека, откровенно признали наличие в рекламе «задней мысли и попросили «понять и простить». Для начала им посоветовали срочно убрать крамольные баннеры с городских улиц.
Предметом расследования станет и «наружка», появившаяся в Смоленщине и рекламирующая автозаправку при помощи огромного фото полуобнаженной путаны и двусмысленной фразы: «Цена на топливо раздевает». Это творение обнаружил незадолго до заседания один из самых активных экспертов – священник Иркутской епархии Павел Телегин. Одиозное содержание данной рекламы не стали даже долго обсуждать. Эксперты решили, что двух мнений тут быть не может: непристойность налицо.
Еще один пункт повестки – неаккуратный баннер маркетингового агентства одной из управляющих компаний. УК пыталась с помощью размещения наружной рекламы привлечь дополнительные деньги на ремонт домов. Услугу размещения рекламы на фасадах управдомы раскручивали весьма причудливо. На плакате красовалось изображение кошки, выдернутой из собственной шкурки бестрепетной человеческой рукой. Слоган гласил: «Мы вывернемся для вас наизнанку». Такое художество многие иркутяне восприняли как пропаганду жестокого обращения с животными, признали травмирующим психику, особенно детскую. Эксперты согласились, что реклама агрессивна и деструктивна. Однако совет учел, что «кошку-мученицу» рекламораспространители демонтировали сразу же, как только поступили первые негативные сигналы от населения.