10.01.2014 07:15
Рубрики
Здоровье
Теги
10.01.2014 07:15

Скорая помощь приедет по новым правилам

В июне 2013 года Минздрав России утвердил новый порядок оказания медицинских услуг службой скорой медицинской помощи, который начал действовать с 1 января 2014 года. Что изменилось в работе скорой помощи? Готова ли служба скорой медицинской помощи Приангарья работать по новым правилам? Об этом рассказали эксперты во время круглого стола, который прошел в «Областной».

В обсуждении участвовали заместитель министра здравоохранения Иркутской области Татьяна Бойко, главный специалист по скорой медицинской помощи СФО Светлана Горбачева, начальник отдела организации ОМС территориального фонда ОМС граждан Иркутской области Ольга Стрельцова, главный врач иркутской городской станции скорой медицинской помощи Андрей Ворожба, заместитель начальника департамента здравоохранения и социальной помощи населению администрации Иркутска Андрей Дудко.

Перемены в соответствии с законом

ОГ: – С чем связано появление нового порядка оказания медицинских услуг скорой медицинской помощью?

Светлана Горбачева:

– Новый порядок оказания скорой медицинской помощи разработан в соответствии с федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», принятым в 2011 году. Действующие нормативные документы по работе скорой помощи морально устарели. Мы давно ждали выхода нового порядка. Над документом трудилась экспертная комиссия Министерства здравоохранения России по специальности «скорая помощь», куда вошли более 50 человек. Документ разрабатывался более полутора лет. Привлекались специалисты из регионов: главные врачи станций и отделений скорой помощи, заведующие кафедрами скорой помощи в университетах и академиях. Я являюсь членом профильной комиссии Министерства здравоохранения России по специальности «скорая помощь». Раз в три месяца всех приглашали на заседания, на которых обсуждались положения нового порядка.

ОГ: – Учитывалась ли специфика регионов при обсуждении?

Светлана Горбачева:

– Мы вносили свои предложения по порядку формирования бригад скорой помощи, оснащению оборудованием. Что касается Иркутской области, я акцентировала свое внимание на том, как будет оказываться помощь в малодоступных районах.

ОГ: – Какие положения останутся неизменными?

Светлана Горбачева:

– Неизменными остались сами принципы оказания скорой медицинской помощи и транспортная доступность. Помощь оказывается при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваеий, травмах, отравлениях, которые представляют угрозу для здоровья и жизни человека. При организации подстанций должна быть соблюдена 20-минутная транспортная доступность. Неизменным остались требования соблюдений стандартов оказания медицинской помощи.

ОГ: – Какие появились принципиально новые положения?

Светлана Горбачева:

– К примеру, введено понятие о медицинской эвакуации пациента, регламентирована организация деятельности станции, самой бригады, отделения или кабинета неотложной помощи при поликлинике, отделения экстренной медицинской помощи стационара. В укладку медикаментов вошли новые препараты, например, обезболивающие, заменители плазмы. Появились новые должности: фельдшер-водитель, санитар-водитель. На дорогах будут работать трассовые пункты. Теперь есть понятие экстренной консультативной бригады, которая работает в отделении скорой медицинской помощи стационара.

Андрей Ворожба:

– В новых правилах службы скорой медицинской помощи появились два этапа: госпитальный и догоспитальный. Первого официально в России не существовало, он начинает создаваться с нуля. Речь идет о том, что отделения скорой медицинской помощи появятся при стационарах.

Светлана Горбачева:

– Такие отделения создаются в крупных многопрофильных больницах, где более 400 коек и куда поступают не менее 50 экстренных пациентов в сутки. Таким критериям в Приангарье, например, соответствует областная клиническая больница. Кроме скорой, при таком заведении создается и отделение экстренной консультативной помощи.

Андрей Ворожба:

– В Иркутске аналог госпитального этапа уже существовал еще до официального появления на бумаге. Более двух лет назад в первой городской больнице мы создали дополнительный пост врача-хирурга, который выезжал в разные лечебные учреждения и оперировал. Специалисты областной клинической больницы – гинекологи, нейрохирурги и другие – сейчас выезжают в учреждения здравоохранения Иркутской области. Такая служба была создана совместными усилиями министерства здравоохранения Иркутской области и департаментом здравоохранения города Иркутска.

Татьяна Бойко:

– Например, в противотуберкулезном диспансере нет узкопрофильных специалистов, поэтому, когда возникает необходимость, туда вызывают нейрохирурга, инфекциониста и других специалистов.

ОГ: – Каковы правила эвакуации пациентов? Как будет осуществляться транспортировка пациента?

Светлана Горбачева:

– В новом порядке есть целое приложение, которое посвящено правилам эвакуации. Оговорено, что во время ее проведения бригада скорой обязательно осуществляет мониторинг состояния пациента и продолжает оказывать помощь во время транспортировки. Врач и фельдшер бригады скорой помощи имеют право привлекать к этому родственников, соседей.

ОГ: – Как изменится качество оказания скорой помощи после вступления в силу нового порядка?

Светлана Горбачева:

– Оно наверняка улучшится, потому что в новом порядке оговорены принципы организации бригад. Например, реанимационная бригада класса «С» по оснащению медицинской аппаратурой и уровню подготовки специалистов уже сейчас соответствует европейским требованиям. Линейные бригады полностью оснащены аппаратурой и медикаментами, поэтому врачи и фельдшеры могут оказывать экстренную медицинскую помощь.

ОГ: – Появятся ли новые бригады скорой помощи?

Светлана Горбачева:

– Создадут бригады экстренной консультативной помощи при отделениях скорой медицинской помощи стационара. Они имеют прекрасное оборудование и могут выезжать на достаточно дальние расстояния. По сути, это реанимационные бригады.

Светлана Горбачева:

– Новый порядок предусматривает появление трассовых пунктов. На определенных точках федеральной дороги появятся посты скорой медицинской помощи. Для них будет определен конкретный участок дислокации и территория обслуживания.

Андрей Дудко:

– Есть дороги, на которых, к сожалению, происходит большое количество ДТП в течение года. Скорой помощи до этих участков добираться тяжело из-за пробок и большого расстояния. Для спасения жизни пострадавшего первую помощь необходимо оказать в течение сорока минут – часа, после этого в организме могут начаться необратимые изменения. Именно поэтому нужны трассовые пункты. Их количество будут определять сами регионы.

Татьяна Бойко:

– В данном направлении ведется работа. При определении локализации трассовых пунктов будет соблюдаться принцип 20-минутной доступности.

Андрей Ворожба:

– Одна из наших подстанций находится в конце Ново-Ленино. Федеральная трасса проходит в непосредственной близости к этому микрорайону. По территориальному признаку обслуживание возложено на скорую медицинскую помощь ЦРБ Шелеховского района и Ангарского муниципального образования. Естественно, в случае необходимости всегда бригада ленинской подстанции выезжает на ДТП. То же самое касается дороги от Синюшиной горы до Шелеховского района. Помощь должна оказываться по принципу ближайшей бригады независимо от принадлежности.

Скорая в Иркутске

ОГ: – Сколько автомобилей скорой медицинской помощи сегодня в Иркутске?

Андрей Дудко:

– Сейчас 70. Часть из них выходит на линию, часть – находится на техническом обслуживании и в ремонте. Замена автомобилей идет постоянно, так как работа круглосуточная. Подчеркну, на линию всегда выходит необходимое количество машин.

ОГ: – 70 машин достаточно для города?

Андрей Ворожба:

– В целом на балансе скорой помощи сегодня находится 94 автомобиля, но 24 автомобиля выведены из эксплуатации по причине их амортизации. Часть из них технически исправна, но работать в круглосуточном режиме уже не могут. Данные автомобили мы планируем передать в лечебные учреждения для оказания неотложной помощи в течение дня.

Андрей Дудко:

– Пробег машины скорой медицинской помощи в Иркутске составляет от 80 до 100 тыс. км в год. Это достаточно серьезная нагрузка.

ОГ: – Вообще, существует стандарт, сколько должно быть автомобилей в городе?

Андрей Ворожба:

– Такого стандарта в России нет. В свое время был издан приказ Минздрава СССР, согласно которому на 10 тыс. жителей должна быть одна санитарная машина с носилками.

ОГ: – Согласно новому порядку, машины должны быть оснащены спутниковыми системами. Как ведется работа в этом направлении?

Андрей Ворожба:

– 90% автомобилей скорой помощи Иркутска были оснащены системой спутниковой навигации. Планируем установку программного обеспечения для него.

ОГ: – Новый порядок предусматривает дополнительное оборудование машин скорой помощи?

Светлана Горбачева:

– Для начала скажу, что автомобили отличаются оснащением. В машине класса «А» не предусмотрено полного набора медицинской аппаратуры, он нужен прежде всего для осуществления транспортировки пациентов. Автомобили класса «Б» и «С» полностью оснащены медицинской аппаратурой, медикаментами, шинами, носилками.

В новом порядке оговорены новые виды техники. Например, в бригаде класса «С» появится аппарат УЗИ, раньше этого не было. Естественно, мы будем готовить и обучать врачей для работы с этой аппаратурой.

Но, к примеру, когда мы получали автомобиль класса «Б» по национальному проекту «Здоровье», там уже были предусмотрены аппарат искусственной вентиляции легких, наркозный аппарат, газовые баллоны, пульсоксиметр, электрокардиограф, кардиомонитор, акушерские наборы и многое другое.

Без полиса помогут

ОГ: – При обращении в скорую помощь пациент обязан иметь полис ОМС?

Ольга Стрельцова:

– Служба скорой медицинской помощи начала работать в системе ОМС с 1 января 2013 года. То есть за застрахованных лиц платит Фонд обязательного медицинского страхования, за незастрахованных лиц – областной бюджет. Если пациент застрахован, и в момент оказания медицинской помощи у него нет полиса, это не страшно. Существует областная база данных, и скорая медицинская помощь в своем компьютере по ФИО и году рождения легко определит, в какой организации застрахован человек.

Ольга Стрельцова:

– Вызов скорой медицинской помощи в среднем для северных территорий обходится в 1,15 тыс. рублей, для южных – в 933 рубля.

ОГ: – Изменится ли качество оказания медицинской помощи в отдаленных населенных пунктах?

Татьяна Бойко:

– Сейчас помощь там оказывает медицина катастроф. Они продолжат работать. При областном перинатальном центре создана бригада акушеров-гинекологов и неонатологов, они будут делать заявку в медицину катастроф, им предоставят вертолет для вылета. Кроме того, на базе областной детской клинической больницы с этого года существует бригада экстренного оказания медицинской помощи по санавиации.

Светлана Горбачева:

– С нового года появятся дополнительные бригады при стационарах в этих отделениях скорой медицинской помощи. А медицина катастроф с санавиационными бригадами продолжит работать. В региональном сосудистом центре нейрохирургическая и реанимационная бригада выезжает на все случаи инсультов.

Стремление к лучшему

ОГ: – Что нужно сделать, чтобы услуги скорой медицинской помощи стали качественнее?

Татьяна Бойко:

– Необходимо оснастить все автомобили в соответствии с новым порядком. С 1 января мы начнем определять, какое оборудование еще необходимо приобрести.

Андрей Ворожба:

– С 2006 года на скорой медицинской помощи города Иркутска установлена и бесперебойно работает система АДИС – она позволят организовать, контролировать работу диспетчерской службы, бригад ССМП. Каждое обращение в диспетчерскую записывается, в автоматическом режиме осуществляется анализ работы.

Светлана Горбачева:

– Мы хотим, чтобы система АДИС была внедрена по всей области и охватывала, в частности, амбулаторно-поликлиническую сеть, кабинеты неотложной помощи. Тогда управление упростится.

Ольга Стрельцова:

– Необходимо, чтобы граждане понимали, какая им нужна помощь – экстренная или неотложная. Если для получения неотложной помощи пациент сам обратится в лечебное учреждение, то скорая помощь сможет вовремя приехать к другому человеку, который действительно в ней нуждается.

Андрей Дудко:

– Думаю, нужно узаконить ответственность пациента, вызывающего скорую, неотложную медицинскую помощь. Сейчас никто не несет ответственности за ложные и необоснованные вызовы. Бывали случаи, когда взрослый человек специально вызвал скорую при температуре 38 градусов, чтобы не идти на работу на следующий день. В Иркутске за год регистрируется 250 тыс. вызовов, из них 14,5 тыс. – ложные. На последние мы потратили 19,5 млн рублей. Но главное – потеряли время для оказания скорой медицинской помощи пациентам, которым она действительно необходима.