Рецепт хорошей сказки от директора иркутского ТЮЗа Виктора Токарева
В прошлом году Иркутскому ТЮЗу им. А. Вампилова исполнилось 85 лет. Из них 35 верой и правдой театру служит его директор и режиссер, заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев. Сюда он пришел молодым актером, а через 12 лет коллектив доверил ему должность директора. Кроме административной нагрузки, ему чаще других достается сложная творческая задача – ставить спектакли для самых юных зрителей, которые являются основной аудиторией театра.
– Виктор Степанович, как сложилось, что в вашем режиссерском багаже больше всего именно детских спектаклей?
– Знаю, что некоторые режиссеры не очень любят ставить детские спектакли. Я же как артист всегда всерьез работал в сказке и ставить ее для меня – огромное удовольствие, ведь этот жанр, как никакой другой, стимулирует фантазию. Кстати, моей дипломной режиссерской работой стал «Конек-Гобунок» – спектакль, который идет в театре уже 17 лет и до сих пор пользуется успехом у зрителей.
– Почему же многие режиссеры избегают детских спектаклей?
– Ставить для детей непросто, ведь их не обманешь. Действие должно быть непрерывным и напряженным, а сюжет понятным даже малышам. Ведь детский зал никогда не успокоится, пока на сцене не начнет происходить что-то по-настоящему интересное. Поэтому для детей нужно ставить и играть так же как и для взрослых, только лучше. Ведь если взрослые из приличия досмотрят спектакль и даже будут аплодировать в финале, то с детьми это не пройдет. Зато какая это тренировка воображения для режиссера и актеров! Попробуй-ка убедительно сыграть Пуфик, Дерево или Тучное Блаженство, как в «Синей птице». Помню, мне самому как-то довелось играть в спектакле «Чудеса в новогоднем лесу» необычного персонажа – Пингвина, и я до сих пор с нежностью вспоминаю эту роль, ведь она предоставляла мне как артисту такой простор для поиска выразительных средств.
– Каков же, на ваш взгляд, рецепт хорошей сказки?
– В каждой сказке только доля сказки, а на самом деле речь там идет о жизненно важных вещах. Например, в этом году мы подарили ребятам на Новый год спектакль «Двенадцать месяцев». Я ставил его уже во второй раз, и если в первом варианте это было некое нравоучение для ребят, то сейчас мы делали акцент на самом понятии времени, ведь именно 12 месяцев – главные персонажи сказки. Поверьте, нужно проявить немало изобретательности, чтобы донести даже для самых маленьких зрителей философские по сути своей понятия.
– Расскажите, как вы решили стать артистом?
– С самого детства у меня была страсть к выступлениям, и я устраивал домашние спектакли, в которых был одновременно в роли режиссера и актера. Кроме того, наша школьная учительница Фаина Александровна Михеева в деревне Бутырки, где я родился, к каждому празднику готовила концерт, в котором я обязательно принимал участие. Можно сказать, что я с детства был влюблен в театр.
Вообще профессия артиста очень интересна и многогранна. Она предполагает такой взгляд на мир, при котором ты всегда способен удивляться и делать внутренние открытия. Кстати, именно поэтому многое мы черпаем из детства.
– А как пришли работать в иркутский ТЮЗ?
– Мои отношения с иркутским ТЮЗом начались, когда я был еще ребенком. С классом мы приезжали в театр на спектакли, воспоминания о которых до сих пор свежи в памяти. Наверное, во многом именно под их впечатлением в 1972 году я поступил в Иркутское театральное училище. И так как нашим руководителем был главный режиссер ТЮЗа
– Почему же вы решили освоить профессию режиссера?
– Мне было всегда свойственно некое режиссерское видение. И будучи актером, я параллельно вел театральную студию в педагогическом училище № 1, преподавал сценическую речь в театральном, художественное слово – в школе № 23. Потом поставил в театре два спектакля « И там я был» из двух сказок Пушкина: о царе Салтане и о мертвой царевне, и «Снегурочку» Островского. Теперь понимаю, что всегда подсознательно учился у режиссеров, с которыми работал, – у Кокорина, Преображенского, Ищенко и других, переосмысливая их творческую манеру. Но настоящую школу я получил в 1996 году, когда поступил в Российский институт переподготовки работников искусств и культуры. Мне повезло, ведь педагогом по мастерству у меня был известный режиссер, народный артист СССР Андрей Александрович Гончаров. Стажировку я проходил у него в Театре Маяковского. Был помощником на нескольких его спектаклях, много времени проводил в ГИТИСе, где он преподавал.
– А как стали директором?
– На эту должность меня в 1991 году единогласно избрал коллектив. Тогда руководителей выбирали. Это было для меня неизведанное поле и колоссальная ответственность, приходилось ночами сидеть и разбираться в цифрах. Но спектакли я не бросал – продолжал играть и ставить. Потом, когда решил серьезнее заняться режиссурой, бросил директорство. В 1997 году я впервые поставил «Старшего сына», который мы показали на первом Вампиловском фестивале, где спектакль получил премии и дипломы в трех номинациях. После меня назначили главным режиссером театра, а 2001 году областной комитет по культуре предложил мне вновь стать директором, но с условием, что я буду ставить спектакли.
– Сколько в вашей режиссерской «копилке» постановок для более взрослой аудитории?
– Более десяти спектаклей, среди которых «Рудольфио», «Век живи – век люби» В. Распутина, «Сарафановы» А. Вампилова. Кстати, я два раза ставил «Старшего сына», и еще бы поставил, ведь несмотря на то, что прошло более полувека, события пьесы до сих пор актуальны.
– Что же именно «цепляет» молодежь в этой пьесе Вампилова?
– По отзывам мы поняли, что молодежи не хватает той откровенности и доверия, которая возникает у Сарафанова с его мнимым сыном. По-видимому, такого общения нет в их семьях, где родители замотаны заработком, в школах, где на первом месте – учебный процесс. А ведь именно в подростковом возрасте возникает множество вопросов, на которые молодые люди не всегда могут дать себе правильные ответы. Мы видим, что молодежь сегодня жаждет настоящих, чистых и искренних отношений. Кроме того, она сейчас более открыта, чем раньше. Недаром на обсуждениях наших спектаклей к микрофону стоит очередь желающих высказаться. Поэтому необходимо, чтобы театр побуждал их к размышлению, рассказывал о светлом и высоком, с детства воспитывал в них идеалы добра и любви. Именно в этом я вижу нашу задачу, ведь когда дети вырастут, делать это будет уже поздно.
– Расскажите, какие спектакли вы планируете поставить в ближайшее время?
– Я давно хочу поставить сказку о Золотой рыбке Пушкина. К сожалению, слишком рано ушла из жизни народная артистка России
– В прошлом году в театре произошли значительные изменения, расскажите о них?
– В театр на должность главного режиссера пришел Геннадий Гущин. Труппе давно нужен был лидер, который бы осуществлял художественное руководство. Вместе с ним коллектив театра пополнил выпускной курс Иркутского театрального училища, руководителем которого он являлся, а их учебные постановки вошли в наш репертуар. Сейчас Геннадий Степанович репетирует новую пьесу В. Красногорова «Комната невесты», в которой будет занята вся женская часть труппы. А мужская половина в это время будет работать над спектаклем «Остров сокровищ», который поставит молодой московский режиссер Сергей Куцевалов. Кроме того, в этом году наши итальянские коллеги Ферруччо Меризи и Клаудиа Контин начнут работать над спектаклем в жанре комедии дель-арте «Король-олень» Карло Гоцци. И это только ближайшие постановки. В общем, жизнь в театре, как всегда, кипит!