Кто рассудит налоговые споры
Споры между налоговыми органами и налогоплательщиками (как юридическими лицами, так и физическими) – вещь довольно частая. Только в прошлом году поступило более 1,2 тыс. жалоб в управление ФНС по Иркутской области.
Затевать тяжбу через суд – удовольствие дорогостоящее и длительное, к тому же с непременными репутационными потерями для обеих сторон. Есть, как рассказал на пресс-конференции руководитель УФНС Константин Зайцев, более безболезненный путь – досудебный аудит.
С помощью него было полностью либо частично удовлетворено 48,7% жалоб на принятые территориальными инспекциями решения, а также на действия или бездействие должностных лиц. В них оспаривались налоговые начисления в размере 5,2 млрд рублей. В ходе аудиторской проверки был «амнистирован» почти 1 млрд рублей, что, естественно, сказалось на укреплении авторитета налогового органа, способного вникнуть в доводы налогоплательщиков.
Зачастую ими движет не злой умысел, а пробелы и противоречия в налоговом законодательстве.
– В настоящее время в Налоговом кодексе практически нет ни одной статьи, которая не подверглась бы дополнению или корректировке, – сказала начальник отдела досудебного урегулирования налоговых споров Татьяна Хайруллина. – Понятно, что соблюдение норм налогового законодательства является непростой задачей.
Одна из поправок, вступившая в силу в августе прошлого года, втрое (с 10 дней до 1 месяца) увеличивает сроки вступления в силу решения о привлечении к ответственности за выявленные налоговые правонарушения. Это дает налогоплательщикам дополнительное время для подготовки аргументов в свою защиту.
В этом году начал действовать федеральный закон, согласно которому процедура обжалования распространяется на все без исключения налоговые споры. До этого она была обязательна только для решений по итогам налоговых проверок. Для оспаривания ненормативных актов можно было напрямую обратиться в суд. Теперь возможность судебного разбирательства не исключается, но только после обжалования в вышестоящем налоговом органе.
Как рассказал Константин Зайцев, для ускорения, а также прозрачности работы с жалобами налогоплательщиков на официальном сайте УФНС создано два новых интернет-сервиса: «Узнай о жалобе» и «Решения по жалобе».
– Сейчас нет необходимости самому налогоплательщику идти в налоговую инспекцию, узнавать, как движется проверка его претензий. Достаточно зайти в личный кабинет, сохраняющий конфиденциальность налоговой тайны, и узнать все подробности.