Страшный суд по пьесе Островского
Московский режиссер предложил новое прочтение классики
Спектакль о том, как непонимание может довести до беды, поставил вместе с заочниками Высшего театрального института им. Б. Щукина при Иркутском драматическом театре и студентами областного театрального училища известный московский педагог и режиссер Владимир Поглазов. Премьера «Грозы» по пьесе Александра Островского состоялась на учебной сцене 12 февраля.
Владимир Поглазов – заслуженный деятель искусств, профессор кафедры мастерства актера московского института им. Б. Щукина. В его профессиональной копилке 20 лет работы актером и режиссером театра «Современник», 40-летний стаж педагога, воспитавшего таких учеников, как Евгения Симонова, Сергей Маковецкий, Сергей Жигунов и многие другие. Несколько лет назад мэтр уже ставил в Иркутском драмтеатре спектакль «Безотцовщина» по пьесе Антона Чехова «Иванов». В нем также участвовали выпускники нашего театрального училища. И вот теперь снова классика – «Гроза» Островского.
– Сначала мы сделали учебный отрывок, – рассказал Владимир Поглазов. – Увидели, что у Екатерины Константиновой, исполнительницы главной роли, есть потенциал. Конечно, ребятам было непросто работать в этом материале, но им помогают зрелые мастера сцены Николай Дубаков в роли Дикого и Виктория Инадворская в образе Кабанихи.
Действие спектакля разворачивается на фоне стилизованных руин, отсылающих нас к неопределенной древности. Художник-постановщик спектакля заслуженный деятель искусств Александр Плинт создал пространство вне времени. На поверхности этих архитектурных объектов проступают трубы, острия мечей и лица с картины Иеронима Босха «Страшный суд», а всю сцену как бы накрывает фрагмент знаменитого полотна.
Костюмы героев, созданные Оксаной Готовской, тоже отсылают нас в европейское Средневековье. Этот прием позволяет зрителям не зацикливаться на времени и месте действия пьесы – русской купеческой среде XIX века, отринуть школьные стереотипы о «темном царстве».
– Это постановка о грехе, о столкновении и непонимании в семье, – считает Владимир Поглазов, – о беде всех людей. И вот это непонимание доводит до трагического состояния. За грехом идет наказание. Кстати, «Страшный суд» – не просто режиссерский ход. Это из Островского. Просто обычно эту сцену, где действие происходит на руинах, то ли какого-то дома, то ли храма, стены которого были расписаны фресками «Страшного суда», вырезают.
Екатерина Константинова действительно очень убедительно сыграла роль Катерины, светлой, но страстной и своенравной натуры. Она понимает, что, изменив мужу, согрешила. Покаяние перед родными для нее единственный выход, ведь она не может жить с ложью на сердце. Однако оно не приносит облегчения, ведь родные ее не прощают, и даже муж Тихон (артист Иван Алексеев), который, несмотря на предательство, больше всех жалеет Катерину. Не понимает, через что преступила Катерина, изменив мужу, и ее возлюбленный Борис Григорьевич (артист Николай Стрельченко). Конечно, для него роман с ней – не банальная интрижка, но он тоже не в силах осмыслить, почему его возлюбленная так драматизирует ситуацию. Ни мужу, ни любовнику не понять, что за темная бездна скрывается в ее глазах. Однако для Катерины уже пройдена некая «точка невозврата», после которой она не может жить дальше и делать вид, что ничего не произошло. Поэтому она сама себе выносит приговор, тем самым совершая еще больший грех.
Лейтмотивом всего спектакля становятся звуки грозы, которая в режиссерском прочтении отнюдь не рядовое природное явление, а акт возмездия.