19.02.2014 07:15
Рубрики
Власть
19.02.2014 07:15

Льготный проезд: бумага или пластик?

Традиционно ближе к весне у десятков тысяч садоводов по всей Иркутской области появляется общая забота – приобрести льготный проездной билет, чтобы бесплатно ездить до своих дач. В целом льготный проезд на транспорте в прошлом году обошелся бюджету в 819 млн рублей.

Возможно ли оптимизировать эти расходы, не ущемив в правах льготников? Нужно ли вводить персонифицированный электронный билет на общественный транспорт? Эти и другие вопросы обсуждали на комитете по здравоохранению и социальной защите ЗС под председательством Андрея Лабыгина. В дискуссии приняли участие профильные министерства правительства области и крупные перевозчики.    

В Иркутской области проживает 16 категорий льготников, как федеральных, так и областных. Льготы предоставляются по восьми видам проезда. Фактически бесплатно или с льготами нельзя ездить только в такси и коммерческих маршрутках. Есть даже льгота по давно забытому в области водному транспорту. Правда, предоставляется она с мая по октябрь только в Киренском районе. В прошлом году расходы на проезд в областном бюджете составили 819 млн рублей. В бюджете нынешнего года на текущий момент предусмотрено 477 млн рублей, и при ближайшей корректировке главного финансового документа сумма будет увеличиваться.

Член комитета по здравоохранению и социальной защите Сергей Бренюк, представляющий Ангарск, выступил с критикой новой системы получения льготных проездных билетов. Постановлением № 521 от 18 ноября 2013 года «Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ и Иркутской области» изменяется порядок приобретения единого социального проездного билета (СПБ) либо электронного транспортного приложения универсальной электронной карты. Именно они дают право проезда на всех видах общественного транспорта в городском и в пригородном сообщении. Дается право на 30 поездок в городе и на 20 поездок за городом.

Если до сих пор СПБ или электронную карту можно было получить в специализированных кассах только по предъявлению документа, дающего право на льготу, то теперь надо получить разрешение на билет в управлении соцзащиты по месту жительства. Депутат предложил отсрочить введение нового порядка получения льгот до 2015 года.

– В Ангарске пенсионеры, узнав о новых правилах, уже выстаиваются в огромные очереди за разрешением. Что будет к 1 апреля, когда на маршруты выйдут дачные автобусы, сложно сказать.    

Еще одна проблема, обсуждаемая на комитете, была также наиболее актуальна для Ангарска. Город насчитывает не только большое количество садоводов, но и льготников в городском общественном транспорте. Из 900 тыс. льготных проездных билетов, проданных в прошлом году по всей Иркутской области, 383 тыс. приобрели именно в городе нефтехимиков. Там работает 147 касс, в то время как в областном центре их только 26. При этом ангарчане имеют возможность приобрести у перевозчиков льготный проездной по цене 25 рублей, хотя его официальная стоимость 150. И такой демпинг вполне окупается. Дело в том, что на каждого льготника государство доплачивает перевозчику от 850 до 1000 рублей. 

– Чтобы поставить всех в равные условия, надо уйти от практики распространения билетов перевозчиками, – заметил вице-спикер ЗС Сергей Брилка. – Такой демпинг дискредитирует государственную и муниципальную власть.  

Опытом работы поделился генеральный директор ОАО «Автоколонна 1948», депутат думы Ангарска Сергей Шарков. Он считает, что будущее за персонифицированными электронными картами. Их уже успешно внедрили в восьми российских регионах.

– С этого года мы уже не занимаемся продажей билетов, – отметил Сергей Шарков. – Благодаря электронной системе учета мы знаем точное количество льготников, ежедневно пользующихся нашими услугами. Людям не надо возить с собой кипу документов, только электронную карту.

Эта система позволяет проводить гибкую тарифную политику. Если обычный проезд в Ангарске сегодня стоит 16 рублей, то дети по персонифицированным картам ездят за 10 рублей, пенсионеры – за 12. Для детей близлежащих поселков Савватеевка и Одинск проезд вообще бесплатный, хотя обычный билет только в один конец стоит 56 рублей.  

В поддержку электронных билетов высказался и вице-президент ВСЖД, глава «Байкальской пригородной компании» Игорь Милостных. В идеале по этой карте можно будет рассчитаться в электричке, затем в автобусе и троллейбусе.

– По этой теме мы уже ведем переговоры с Черемхово, с администрациями Братска, Ангарска. Но каждый перевозчик обязан будет приобрести оборудование для считывания карты, – отметил депутат.

К вопросу о льготном проезде на транспорте депутаты вернутся через месяц.