Знаменитые Шемякин и Неизвестный в Иркутске
Графику и скульптуру двух самых известных русских художников-шестидесятников Михаила Шемякина и Эрнста Неизвестного теперь можно увидеть в Иркутске. В музейной студии областного краеведческого музея представлено около 70 произведений из собрания известного уральского коллекционера Александра Шадрина. Напомним, в прошлые годы он уже показывал в столице Приангарья творения Сальвадора Дали и Пабло Пикассо.
– Эти работы – часть большой выставки «Нонконформисты», которую мы ждали еще в прошлом году, – пояснила заведующая отделом Юлия Стременецкая. – Но потом планы изменились, и мы решили показать двух самых ярких представителей этого направления, ведь именно с их работ начиналась эта коллекция, потому что сам Александр Шадрин был дружен с художниками.
Сам же Михаил Шемякин, работы которого составляют большую часть экспозиции, дружил со многими известными поэтами русского андеграунда, что не могло не отразиться на его творчестве. В частности, в Иркутске можно увидеть и часть его знаменитой серии, посвященной артисту и музыканту Владимиру Высоцкому, с которым он общался много лет. Кстати, именно Михаил Шемякин семь лет записывал песни Высоцкого, когда тот приезжал в Париж к Марине Влади. В результате этой работы родилось семь дисков с наследием поэта.
«В последний день перед возвращением в Советский Союз Володя заехал ко мне. А я в тот день улетал в Грецию. Предчувствуя, что это последняя наша встреча, он написал стихи. Когда я вышел из мастерской, он спрятал листок на столе между моих бумаг и рисунков. Вернувшись из Греции, я нашел эти строки, в которых Володя прощается со мной и сообщает, от чего умрет: «Как хороши, как свежи были маки, из коих смерть схимичили врачи!», – недавно рассказал Михаил Шемякин в интервью газете «Культура».
На выставке представлены графические листы «Серебряные струны», «Рывок на побег», «Гербарий» и многие другие. Одна из наиболее жутких работ посвящена психиатрической больнице, где так же как и Владимир Высоцкий, лежал Михаил Шемякин и где его безуспешно «собирались вылечить от искусства». Но советская медицина в данном случае оказалась бессильна, однако после столь радикальной терапии Михаилу Шемякину пришлось долго исцелять собственную душу, ища спасение в религии и искусстве. В экспозиции также можно увидеть снимки художника, в том числе в монашеском облачении, и его «Автопортрет» – бронзовую голову.
Два других уникальных цикла Михаила Шемякина созданы для книг. Одна из них – книга стихов известного поэта и музыканта Алексея Хвостенко «СлонНа», которую он посвятил художнику. Интересно, что Михаил Шемякин не только создал иллюстрации, но и вручную переписал стихи. Другая книга известного русского поэта Дмитрия Бобышева «Звери святого Антония» была издана в Нью-Йорке в 1989 году. Михаил Шемякин иллюстрировал ее, создав графический бестиарий, в котором реальные очертания животных трансформируются в метафизические фантазии об общем мироустройстве. В экспозиции можно увидеть 13 листов серии, среди которых: «Пантера», «Слон», «Грифоны», «Змеи», «Ночные бабочки», «Пожирание мамонта», «Павлин», «Феникс», «Свинья», «Собственное тело» и «Заклятие зверей». На выставке также представлено несколько цветных графических листов из серий «Карнавалы Санкт-Петербурга» и «Петрушки».
– Здесь мы видим странных персонажей с вытянутыми пропорциями, характерными для эстетики, в которой работает Михаил Шемякин, – отметила научный сотрудник Лидия Леонтьева. – Кроме того, Санкт-Петербург – его любимый город, в котором он видел некую темную силу, которая возникала среди его туманов. Сразу после «Карнавалов…» он переходит к серии «Петрушки», развивая в ней тему шутовства. Мы видим, что на этих листах изображены священные пляски, за которыми наблюдают божества. Вспомним, что Петрушка – это шут, который мог даже царю в глаза сказать все, что он думает. Многие искусствоведы считают, что сам художник ассоциировал себя с этим образом.
Меньшая по количеству, но не по значению, часть экспозиции посвящена творчеству признанного во всем мире и одного из самых ярких российских скульпторов современности – Эрнста Неизвестного. Автор таких работ, как гигантская скульптура «Древо жизни» в Москве, монумента «Память шахтерам Кузбасса» на Красной Горке и 15-метровая «Маска Скорби» в Магадане, на выставке он представлен своими небольшими работами, в которых тем не менее ярко проявляется его творческий почерк. Для него характерны экспрессия и яркая пластика, когда тело человека как будто составлено из отдельных частей. Этот прием придает работам Эрнста Неизвестного особую динамику. Здесь можно увидеть фигурки «Распятие», «Равновесие», «Танец», «Скачок», а также графические листы «Маска», «Фантом», «Мужская голова», «Женская фигура», «Рождение лица» и другие.
Выставка будет работать до 17 апреля.