17.03.2014 07:45
Рубрики
Культура
Теги
17.03.2014 07:45

Стройка на характере и вере

В Свято-Никольском храме поселка Култук Слюдянского района завершаются внутренние отделочные работы. Сроки сдачи объекта несколько раз переносились, но, похоже, в этом году прихожане уже точно смогут совершать молебны в новой церкви. А в будущем рядом с ней должен быть построен и корпус с монашескими кельями. По крайней мере, так запланировано в проекте главного организатора большой православной стройки Валерия Куренкова.

Мы не раз писали о том, как этот человек, будучи обычным прихожанином, несмотря на тяжелую болезнь, решился возвести в Култуке, а также в деревне Быстрая и селе Тибельти монастырский комплекс. Сейчас же, по его словам, на него пытаются оказать давление ряд местных прихожан, которые считают, что в Култуке верующим достаточно храма. Однако Валерий Павлович настаивает на необходимости открытия на Байкале монастырей, и эту идею по-прежнему поддерживает немало людей, в чем убедились и наши корреспонденты.

Мастера за работой

В култукском храме мастера покрывают золотой пудрой корону иконостаса. Работа эта требует предельной аккуратности, зато результат радует глаз и душу. Золото на голубом – в такой палитре оформляется внутреннее убранство. Согласно православной иконописной традиции золотой цвет символизирует божественную энергию и благодать самого Бога. Голубой напоминает верующим о соединении земного и небесного, о вечном, ином мире.

– Мы долго не могли подобрать оттенок, но когда, наконец, получился этот небесный цвет, все были счастливы, я даже почувствовала вдруг запах ладана. Это место непростое, священное, сюда привел нас всех Господь, – замечает Людмила Москвитина, которая трудится здесь вместе с супругом Анатолием Островским. Он – резчик по дереву и работал в разных церквях Иркутской области. Например, рукой именно этого мастера выполнен центральный аналой храма св. Ксении Петербургской и св. Иоанна Кронштадского в областном центре.

В Култуке Анатолий готовил фрагменты иконостаса и царских врат, покрытых искусным узором в виде виноградной лозы. Не менее красивые орнаменты выполняет его коллега из соседней Бурятии Николай Тарховский. Глядя, как спорится у него дело, не верится, что Николай является инвалидом по зрению.

– Я раньше трудился в доме детского творчества. Лет 20 назад, после укуса клеща, стал терять зрение, теперь работаю в основном на ощупь. Мои пальцы – это мои глаза, но рад, что приношу людям пользу. Я делаю различные скульптуры, чеканку, резьбу. Езжу на российские выставки, где нередко получаю первые места.

На Бога за внезапный недуг Николай не сетует. Признается, что во время работы в Троицком монастыре в Бурятии и здесь, в Свято-Никольском храме, чувствует, как болезнь перестает прогрессировать.

Именно тяжелое заболевание – последствие страшной травмы позвоночника – побудило местного жителя Валерия Куренкова стать воцерковленным человеком и дать Богу обет построить в его славу монастырский комплекс на берегу Байкала. В эту идею со временем стали верить и другие люди.

О слухах, корысти и вере

Однако вокруг строительства этого храма да и всего монастырского комплекса обстановка складывается далеко не радужная. По словам Валерия Куренкова, контроль за подготовкой и монтажом иконостаса култукского храма осуществлял иерей Анатолий из Свято-Троицкого храма города Байкальска. Как же так получилось, ведь в поселке есть свой приход и свой настоятель? Дело в том, что отношения с местным священством и частью прихожан у главного организатора православной стройки не заладились. По Култуку начали ходить разные слухи, что строительство идет слишком долго, что, возможно, Валерий Павлович не чист на руку, да и вообще, зачем нужны здесь монастыри, одного храма хватит.

– В прошлом году проходило приходское собрание, где некоторые прихожане были настроены просто агрессивно. В адрес Валерия Куренкова звучали обвинения. Одна женщина даже показала рукой на шею со словами: «Вот где у нас эти монастыри будут». Я человек мирской, но мне это показалось странным, я думала, что православные люди должны радоваться тому, что на байкальской земле строится монастырь, – говорит журналист газеты «Славное море» Александра Яскевич.

Как и мы, это издание с самого начала следит за судьбой проекта строительства монастырского комплекса в Слюдянском районе. Главный редактор «Славного моря» Ольга Сумарокова не скрывает, что когда впервые Куренков в редакции рассказал о своих планах, она посчитала это, мягко говоря, делом несбыточным. Но со временем, наблюдая за тем, с каким упорством Валерий Павлович движется к цели, изменила свою точку зрения:

– Он постоянно приходит к нам со своими ведомостями, фотографиями, видеоматериалами, отчитывается со страниц газеты о каждом этапе стройки. Основная претензия к Куренкову, что строительство движется медленно. Но о конкретных сроках строительства можно говорить в том случае, если вы дали подряд и деньги. В данном же случае строительством занимается энтузиаст, все средства – это помощь спонсоров и верующих людей. Я пыталась понять, почему такой негатив формируется вокруг Валерия Павловича, и пришла к выводу, что дело в его сложном характере. Он – человек не подарок. Но с другой стороны, если бы не этот характер, разве было бы здесь что-то сделано? Эта стройка поднята на характере и вере. На мой взгляд, Валерия Куренкова его недруги могут обвинить в чем угодно, но только не в корысти.

В честности Куренкова не сомневаются и супруги Зинаида и Геннадий Пятаковы. Они живут рядом со строящимся храмом и все в буквальном смысле видят из своего окна. Жители Култука утверждают, что никаких бригад или стройматериалов, кроме Валерия Павловича, на объект никто не привозил. Мало того, Пятаковы сами не раз участвовали в субботниках и наблюдали весь процесс, что называется, изнутри:

– Мы территорию расчищали, распорки делали. Сначала сюда народ активно шел со всего Култука. Но люди хотят, чтобы все было быстро, а так не всегда получается. Ведь только Куренков организацией строительства занимается. Лучше бы помогали, а не мешали ему. А то некоторые тут местные граждане ходили, что-то измеряли, слухи потом распространяли, что храм «завалится», что экспертизы не были сделаны. Да его танком не сдвинешь. Когда было землетрясение, школа разрушилась, а на фундаменте церкви – ни трещинки.

Строительство храмов курируют проектировщики

– Все необходимые инженерно-геологические изыскания на объекте были проведены. Были учтены сложные условия, включая высокую сейсмичность территории. Во время подготовки документации вносились необходимые корректировки. В итоге проекты всех трех храмов – в Култуке, Быстрой и Тибельти прошли необходимую государственную экспертизу и получили положительное заключение, – сообщил архитектор, генеральный директор ООО «ИндЖилСтрой» Юрий Бычков. Это предприятие занималось проектированием строений монастырского комплекса. Несмотря на то что работы выполнялись на безвозмездной основе, к делу проектировщики отнеслись со всей основательностью.

– Я сам продолжаю ездить в Култук, курировать строительство. В частности, есть фирмы, которые в виде спонсорской помощи присылают стройматериалы, и необходимо оценить их качество. Так что контроль за проектом идет постоянный, – подчеркивает Юрий Бычков.

Проектировщик имеет солидный опыт работы. Еще до перестройки он конструировал различные здания, в том числе промышленные. В послужном списке архитектора есть, например, Иркутский керамический завод. По чертежам Юрия Бычкова предприятия строились на огромной территории от Ижевска до Дальнего Востока. С начала девяностых годов после расформирования министерства строительных материалов, Юрий Геннадьевич занимается проектированием индивидуальных жилых домов. Попутно ООО «ИндЖилСтрой» для разных православных приходов Прибайкалья разрабатывает проекты храмов на благотворительных началах.

– Первым ко мне обратился отец Николай, настоятель храма из Листвянки, с просьбой подготовить проект церкви для поселка в Порту Байкал. Я знаю, бывают ситуации, когда человеку некого просить о помощи, кроме Бога. Поэтому помогать в строительстве храмов считаю делом важным и бескорыстным. По своему опыту знаю, что в строительстве, даже когда идет централизованное финансирование, сроки сдачи объектов не всегда исполняются. А что уж говорить о процессе, который основан на сборе пожертвований. Ведь в том же Порту Байкал, где строить храм начали раньше, чем монастыри в Слюдянском районе, работы полностью не завершены. Там освящен пока только нижний придел церкви. В декабре 2011 года я был на расширенном заседании Иркутской епархии. Там владыка Вадим дал нам благословление на строительство монастырей. Он говорил, что в первую очередь надо открыть храм в Култуке и, не останавливаясь, продолжать работу в Быстрой и Тибельти. Но это работа на долгие годы. Только в Култуке по проекту предполагается построить шесть зданий, включая детский приют. И я как проектировщик понимаю, что там нужно учитывать множество факторов, СНиПов и проч. Поэтому на выполнение всего объема может не хватить наших жизней. Но главное – начало положено. В этом виде или в другом, я все-таки верю, что монастырский комплекс в Слюдянском районе появится все равно.

Слово, данное Богу

Сам главный организатор православной стройки не скрывает, что порой у него опускаются руки. Он так неприятно удивился, когда увидел, что из уставных документов местной православной организации после одного из собраний исчезли юридические адреса храмов Сошествия Святого Духа в Быстрой, Пророка Божия Илии, мучеников Адриана и Наталии в Тибельти.

– Я инвалид, недавно мне исполнилось 57 лет, и не знаю, насколько хватит моих сил. В Иркутской области сейчас есть только один монастырь – Знаменский. Байкал во все времена считался священным озером, и возносить здесь монашескую молитву – дело богоугодное и благое. Об этом, кстати, во время личной встречи говорил мне один из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени схиархимандрит Илия и дал свое благословление. Слово, данное Богу, нужно сдерживать, чего бы это ни стоило, – уверен Валерий Куренков.

За моральной и духовной поддержкой он недавно вновь ездил в Троице-Сергиеву Лавру и в Дивеево. Дело в том, что обычно инициаторами строительства монастырей бывают сами братии, в нашем же случае эта инициатива исходит от обычного мирянина. Поэтому он ищет монашествующих людей и настоятеля, готовых приехать на Байкал из разных обителей. Валерия Куренкова там уверяют, что таковые обязательно найдутся, и берут его контакты. Помощь в этих поездках Валерию Павловичу оказывают в основном иркутские спонсоры и друзья:

– В Москве я также заключил договор с одним из предприятий на поставку церковной утвари на монастырские храмы. Кстати, одна жительница столицы подарила для женской обители Култука дорогостоящий евхаристический набор для совершения литургий. Хочу сказать огромное спасибо благотворителям. Например, с самого начала и по сей день нам оказывает огромную помощь иркутский предприниматель Олег Геевский.

Слова благодарности Валерий Куренков говорит и в адрес спикера областного Законодательного Собрания Геннадия Истомина. Как выяснилось, он также поддерживает проект строительства монастырского комплекса в Слюдянском районе и жертвует на него личные деньги.

– Надеюсь, что скоро в Култуке откроется новый храм, а там дальше епархия решит, как развивать монастыри. У меня же к этому проекту самое позитивное отношение. Планируется, что при монастырском комплексе будет свое подсобное хозяйство, где монахи смогут выращивать для себя овощи, заниматься животноводством. Людям надо помочь в организации крестьянско-фермерского хозяйства, возможно, при участии в целевой областной программе, – комментирует Геннадий Истомин.

– Идея строительства монастырского комплекса в Слюдянском районе – хорошая. Я не понимаю, почему у нее есть противники, – в свою очередь, отмечает главный редактор газеты «Славное море» Ольга Сумарокова. – В духовном плане это очень полезное начинание, особенно здесь, на Байкале. Люди начинают соотносить свои поступки, свои действия, свои мысли с каким-то более высоким порядком, чем наша бытовая жизнь. Но с другой стороны, вокруг всякого большого дела всегда возникает какая-то суета, главное, чтобы она не помешала этому делу.