Новые модели организации учета в бюджетной сфере
Власти Зимы пересмотрели принципы управления финансами
Новые подходы к решениям проблем нехватки средств для исполнения расходных обязательств бюджета мэр города Зимы Владимир Трубников начал применять еще в 2006 году, будучи главой Зиминского района.
Детальный анализ расходов муниципалитета помог определить так называемые черные дыры – нерационально использующиеся финансы. В частности, это проявлялось в децентрализации ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях малонаселенных территорий.
– Изучив опыт работы ведомственных централизованных бухгалтерий Иркутской области, мы решили организовать на районном уровне единую межотраслевую бухгалтерию.
Оптимизационные мероприятия в обязательном порядке согласовывались с главами поселений. Такой подход к организации бюджетных процессов муниципалитетов позволил сократить расходы бюджетов Зиминского района и поселений на 8 млн рублей в год, обеспечив полную прозрачность расходования средств.
– Как строилась работа по внедрению новой модели учета?
– На начальном этапе приходилось терпеливо и настойчиво убеждать глав поселений, руководителей учреждений и простых специалистов в целесообразности смены формы документооборота
Поддержку в становлении новой модели учета мы получили от департамента финансов Иркутской области. В настройке новых технологий помощь оказали специалисты консалтинговой компании и ученые-экономист
– На заседании Госсовета еще в октябре 2012 года министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что «централизация ведения бухгалтерского учета получателей бюджетных средств в Казначействе России позволит высвободить сотни тысяч бухгалтеров, которые работают в бюджетных учреждениях». Означает ли это, что ваш опыт создания централизованной бухгалтерии в финансовом органе района можно считать прототипом этой новации?
– Большим преимуществом нашей идеи является то, что процесс исполнения бюджета становится единым, а не разделенным на отдельные части. Очень важно правильно выбрать и настроить программу, сделав процедуры планирования составной частью системы казначейского исполнения бюджета, которая, в свою очередь, должна являться неотъемлемой частью единой информационной базы данных бюджетного учета учреждений.
Используя такой подход, нам удалось создать свою единую систему управления бюджетным процессом. По-сути, такую экспериментальну
Подобную систему управления финансами мы в течение нескольких лет поэтапно внедряем и в городе Зиме. Считаю, что это второй наш успешный опыт по созданию единой централизованной бухгалтерии на одной информационно-те
– Выходит, что вы сократили большое количество сотрудников?
– К сокращению штатных единиц мы подходили очень рационально. Так, к примеру, оптимизация численности экономистов и бухгалтеров образовательных учреждений города позволила нам сократить число штатных единиц почти на 40%. Но половина из них были лишь вакантными ставками. При этом следует отметить, что фонд оплаты до централизации использовался должностными лицами полностью и чаще всего в своих личных интересах.
Хочу сказать, что путь оптимизации расходов при использовании таких технологий можно разбить на две части. Сначала сокращаются расходы за счет уменьшения штатных единиц административног
– Какие управленческие решения вами были приняты на основе информации, сформированной системой?
– Положительных примеров немало. Так, всесторонний системный анализ первичных документов по расчетам с персоналом выявил многочисленные факты злоупотреблений, когда одно лицо могло одновременно занимать две и даже три ставки в разных учреждениях. Понятно, что один человек не в состоянии работать 24 часа в сутки всю неделю, поскольку это не только нарушение трудового законодательства
Положительным эффектом можно считать повышение минимальной заработной платы экономистов и бухгалтеров с 12–15 тыс. рублей в месяц до 20 тыс. рублей. Это улучшает мотивацию и обеспечивает приток квалифицированны
Еще одно достоинство новой модели – жесткое исполнение Центром учета норм российского бюджетного, трудового, налогового законодательства
– Существуют ли нерешенные еще вопросы в организации центров?
– В настоящее время штат Центра бухгалтерского учета города Зимы состоит из 18 специалистов-бух
Эффективность Центров бухгалтерского учета на сегодня не вызывает сомнений. Представьте себе, в детский сад на 14 мест с численностью работающих шесть человек или в малокомплектную школу с численностью сотрудников 11 человек и двадцатью учащимися нужно ввести дополнительно ставку бухгалтера, предусмотреть средства на обеспечение рабочего места, в том числе и на поддержку автоматизации учета. Кроме этого, при высоких требованиях к знаниям, способностям, квалификации специалистов уровень заработной платы в бюджетной сфере остается невысоким, что предопределяет отсутствие достаточного количества подготовленных кадров, актуальной остается и проблема недостаточной финансовой обеспеченности. Все это не дает возможности учреждению самостоятельно организовать качественное планирование, наладить эффективный контроль и анализ, обеспечить ведение точного учета и оперативно формировать достоверную отчетность.
Хочется верить, что в ближайшее время появится по-настоящему рабочий механизм, который позволит нам наладить более справедливое финансирование центров и поможет главам городских и районных администраций создать стимулы к активному внедрению подобных инструментов повышения эффективности управления муниципальными финансами.